«Силовикам разрешили заниматься резонансными делами, невзирая на лица»

Политолог в эфире «Ъ FM» — о задержании Кирилла Серебренникова

Режиссер Кирилл Серебренников задержан в рамках расследования дела о хищении средств, выделенных на театральный проект «Платформа». Его адвокат в беседе с «Коммерсантъ FM» назвал действия Следственного комитета «полной неожиданностью». Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов прокомментировал ситуацию в беседе с ведущим Олегом Булкаком.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

— На ваш взгляд, почему ситуация с Серебренниковым стала развиваться таким образом? Казалось, что после общественного резонанса он вышел из-под удара. Что могло измениться?

— Скорее всего, его бухгалтер и исполнительный директор дали показания, после которых уже следствие может с ним разговаривать более серьезно. И, насколько я понимаю, следствие рассчитывает на то, что Серебренников вину признает.

— Но президент недавно отреагировал на обыски в «Гоголь-центре» — сказал «да дураки»? Это не убедило силовиков? Мы привыкли к тому, что такие заявления просто так на ветер не бросаются, они должны быть сигналом.

— Совершенно верно. Если нет доказательств, которые обвиняемого ставят в тупик и заставляют признать вину, то зачем устраивать скандал и его раньше времени арестовывать? Тем более, мошенничество — это не такое серьезное дело, за границу он сбежать не может. Он — режиссер талантливый, общественный резонанс, конечно, был и будет сильный. Но если вопрос стоит о том, что деньги действительно списывались, а спектакли не проводились, то какая разница, гений он или обычный жулик.

— Но вы же помните, говорили о том, что спектакль был поставлен — есть видеоподтверждения. И были версии, что могли оказать некоторое давление на бухгалтера, которая дала внезапно такие показания против Серебренникова…

— Будем наблюдать за ситуацией. Она будет резонансная, скандальная, потому что наша интеллигенция не любит, когда — за финансовые дела особенно — привлекают известных и любимых людей. Но если мы подходим к тому, что закон один для всех, то он должен быть один для всех — что для бомжа, что для режиссера.

— Подобным развитием этой истории подают ли силовики какой-нибудь сигнал обществу, представителям культуры?

— Силовики подают сами себе сигнал — им разрешили заниматься резонансными делами, если есть действительно доказательная база, невзирая на лица, как и должна, в принципе, работать любая силовая и следственная структура – не важно, кто это, министр, режиссер, профессор, безработный или гастарбайтер. Если он действительно совершил какое-либо преступление, то надо адекватно на это дело реагировать, может быть, без арестов, может быть, с домашним арестом, но не просить санкцию у политического руководства. И вроде бы они так работают. Другое дело, что они не привыкли думать о последствиях. Плохо работают силовики с пиар-сопровождением — очень часто возникают скандалы. Тем более, надо понимать, что резонансное дело всегда приводит к тому, что за задержанного выступают знаковые фигуры, начинают звонить президенту в Кремль, вещают телевидение и газеты, и, конечно, шум оказывает влияние на общественное мнение.

— А шум может каким-то образом повлиять на дальнейшее развитие событий?

— Все зависит от того, есть ли доказательства. Может быть, сейчас будет проведена беседа, после чего он выйдет и скажет: да, действительно, бухгалтер во всем виноват, ее посадят, я на свободе. Другое дело, что средства массовой информации и социальные сети очень болезненно реагируют на такие сообщения, сразу начинают строить какие-то домыслы. Если у человека хороший адвокат, то, даже если он виноват, ему ничего не грозит.

Вся лента