В начале было слово

Лекторий для детей и взрослых

Узнать о том, что такое любовь с точки зрения науки, открыть для себя русскую литературу не по школьной программе, поиграть в детскую "Мафию", выучить английский по авторской методике — лекторий "Прямая речь" вот уже семь лет формирует интеллектуальную среду.

Ольга Яжгунович

Изначально все затевалось по-взрослому и для взрослых, но толчок начинанию, можно сказать, дали дети. Создатели лектория решили возродить практику интеллектуального досуга (важной частью еще недавней советской культурной жизни были и творческие вечера, и встречи с интересными людьми: авторами, актерами, поэтами, учеными, и знаменитые квартирники), не побоявшись, что люди не захотят ходить на платные лекции.

Сооснователь лектория "Прямая речь" Татьяна Булыгина вспоминает, как все начиналось: "На момент создания лектория у нас с мужем был успешный автобизнес. Но после того как родилась первая дочь, я потихоньку принялась менять на полках книги по экономике на другие книжки, начала думать о самообразовании, восполнять какие-то пробелы. Мы стали устраивать раз в месяц интеллектуальные посиделки. Хотелось поговорить и о музыке, и об истории, хотелось приглашать интересных спикеров, дискутировать. Появилась компания таких же заинтересованных в своем развитии людей, которые стали собираться у нас постоянно. Но лекторий стал называться лекторием только после моей встречи со Светланой Большаковой, она тогда работала редактором программы Дмитрия Быкова на радио".

На официальном сайте проекта Татьяна и Светлана пишут: "Однажды мы обе ощутили острую необходимость в умных собеседниках. В людях состоявшихся, независимых, классных, с которыми можно разговаривать обо всем на свете, общение с которыми заставляет думать и непрерывно "расти над собой". И тогда, заботясь о себе и своих детях, а у нас их пятеро на двоих, четыре девочки и один уже большой мальчик (у Татьяны две дочери — 7 и 9 лет, у Светланы 21-летний сын и две дочки — 7 и 11 лет.— "Коммерсантъ Kids"), мы сами организовали такую площадку. И оказалось, что ее ждали. И выяснилось, что таких же, как мы,— ищущих общения и ответов на сложные вопросы — их много. Мы благодарны каждому слушателю за ощущение, что на лекциях мы среди своих".

Для лектория выбрали традиционное московское место притяжения — район Патриарших прудов, а именно Ермолаевский переулок, знаменитый доходный дом архитектора Нирнзее. Название лектория придумала Татьяна, перебрав десятки вариантов.

Проект очень быстро вырос из формата "для своих": желающих послушать лекторов "Прямой речи", среди которых поэт, писатель, публицист Дмитрий Быков, телеведущий Николай Дроздов, писатели Дина Рубина и Татьяна Толстая, историк Наталия Басовская, биолог Илья Колмановский, психолог Михаил Лабковский, религиовед Андрей Зубов и многие другие интереснейшие люди, оказалось в достатке.

Лекторов ищут сами основатели. "Как коллекционеры, которые тщательно, со знанием дела отбирают картины для своей коллекции, так и мы сами отслушиваем и отсматриваем всех лекторов, выбираем по каким-то своим критериям. Рецептов нет. Важно только одно: чтобы было интересно всем нашим слушателям, а у нас довольно быстро появились программы, ориентированные не только на взрослых, но и на детей, подростков",— говорит Татьяна.

Неудивительно, что при таком подходе "Прямая речь" пользуется спросом. "Почему лектории стали популярны? — рассуждает Татьяна.— Потому что теряет популярность телевизор. А прикладные знания оказались нужны всем. Например, мы наблюдаем, как в детском лектории меняется отношение подростков к лекциям, как они видят, что это не как в школе, это не скучно, наоборот, это интересно, они вовлечены в процесс, раскрываются с разных, порой потрясающих сторон".

Илья Колмановский с лекцией "Путешествие фрикадельки"

Сегодня в "Прямой речи" помимо лекций устраивают чтения, концерты, творческие встречи, литературные и светские вечера, языковые курсы, ставят спектакли, вместе ходят в театр, проводят мероприятия и корпоративы, например для крупных банков, которые стали выбирать такую форму досуга для своих сотрудников. Развивается и "детская программа": для посетителей от 7 лет организуют не только увлекательные и доступные лекции, но и игры, мастер-классы.

Так, ребят от 13 лет ждут на "Загадках истории: трехдневном курсе для подростков". Развить такие полезные качества, как логика и умение отстоять свое мнение, в форме игры поможет "Детская "Мафия"" (для детей от 10 лет). А еще можно посетить интерактивные лекции, например те, во время которых ученый, биолог и научный журналист Илья Колмановский рассказывает о феномене цвета, оптических иллюзиях, занимательной биологии и приключениях рыбки Немо.

Чем отличается детская программа? По мнению Дмитрия Быкова, который ведет занятия и для детей, и для взрослых, только одним: "Ребенку важно самому поучаствовать в поиске ответов. Увлечь его труднее, потому что в нем кипит энергия, он болтает ногами, ковыряет в носу, ему вообще не совсем понятно, почему он должен в хорошую погоду, в свободное время сидеть смирно и слушать незнакомого дядьку. Дядька может завоевать его внимание, только если сыграет на его любопытстве и честолюбии, то есть задаст сложный и неожиданный вопрос и незаметно направит к ответу. И вопрос этот должен иметь отношение к жизни ребенка, к повседневной практике его взросления (а это и есть самая трудная работа в жизни — даже более трудная, чем старение, можете мне поверить)". Быков уверен: чтобы установить контакт с детской аудиторией, важно все время подчеркивать ограниченность собственных знаний, неуверенность в окончательных ответах. "Вы знаете больше, этот факт надо подчеркивать, но понимаете примерно столько же,— рассказывает Дмитрий Львович.— Связь знания и понимания, теоретических сведений и практики — это главное, на чем надо ставить акцент. Зачем вообще читать книгу? Не для того же, чтобы этим гордиться? Книгу надо читать, чтобы делать правильный выбор в сложных ситуациях. Взрослому интересны самые разные знания, ребенку — то, что может ему пригодиться здесь и сейчас".

Подготовка, говорят лекторы, тоже отличается. Готовя занятия для детей, Илья Колмановский, к примеру, следует трем правилам. Первое, рассказывает он: нужно принести курицу, или бычье сердце, или хотя бы голодного хамелеона и сверчка — ну хоть что-то настоящее. Второе правило: нужна драма. Или балет. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя на месте эритроцита или нейрона, поэтому, говорит Илья, "мы часто разыгрываем такие сценки для иллюстрации мысли". И третье: очень велика роль пары "вопрос-ответ". "Фронтальная лекция — только тема для разговора, она определяет повестку. Потом некоторые дети задают массу вопросов, остальные очень мотивированы слушать ответы. Каждый ответ — это экспромт, мини-лекция на 1-3 минуты, мы вместе быстро находим картинки и видео в интернете и продолжаем инсценировки и эксперименты на сцене",— рассказывает Илья.

Естественнонаучными и литературными разговорами с подростками "Прямая речь" не ограничивается.

"Выбирая тему лекции, мы хотим, чтобы это было шире, чем школьная программа, хотя и из скучных тем школьной программы можно сделать лекцию для детей очень увлекательной. Все дело в спикере. Даже не важно, на какую тему будет читать Быков или Колмановский, Эйдельман или Великова, Зицер или Басовская. Тут роль играет фактор их личности, и они, конечно, прекрасны в диалоге с детьми. Но лекции для детей, естественно, покупают родители, и для начала им важно, чтобы темы пересекались со школьной программой",— объясняет Татьяна Булыгина принципиальный подход к лекционной деятельности.

А нынешним летом команда "Прямой речи" решила пойти еще дальше: придумала досуг для детей, которые остались на каникулы в городе, и открыла летнюю площадку для ребят до 12 лет.

"Уже несколько лет наши слушатели просили нас сделать умный лагерь для детей, и мы долго решались на столь ответственный шаг — сделать так, чтобы детям было интересно у нас целый день. А нам со Светланой к тому же надо было организовать интересное пространство и для своих детей",— рассказывает Татьяна о том, как пришли к идее лагеря.

С девяти утра до шести вечера по будням в самом центре Москвы в двух шагах от Патриарших прудов, зоопарка, планетария, музеев, театров и прочих развлечений детей занимали квестами, играми, познавательными прогулками и лекциями, которые в day camp "Прямой речи" проводили Дмитрий Быков, Илья Колмановский, Дмитрий Петров и Тамара Эйдельман.

Изначально все затевалось по-взрослому и для взрослых, но толчок начинанию, можно сказать, дали дети

Лекции Тамары Эйдельман, в которых она раскрывает загадки прошлого, помогая по-новому взглянуть на исторических персонажей, пользуются большим успехом. В чем секрет? "Наверное, надо в истории видеть не только закономерности (хотя они тоже важны), но и людей. Когда начинаешь рассказывать про людей, то становится интересно. При этом я не имею в виду какие-то "жареные" факты — просто судьбы человеческие, это самое существенное, что есть в истории",— говорит Тамара Натановна.

Детский лагерь "Прямой речи" превзошел все ожидания создателей. "Я встречала и провожала детей, участвовала в мастер-классах и видела, как им было интересно. А самое главное, они все подружились,— говорит Татьяна.— В конце смены не хотели расставаться, и, знаю, они продолжают общаться. У нас уже полным ходом идет регистрация на лето 2018 года. В наших группах мало детей, это, можно сказать, камерное мероприятие, поэтому желающих гораздо больше, чем мест. Раз идея нашла такой отклик, мы сделаем лагеря еще и на осенние, зимние, весенние каникулы".

Вообще, у лектория на детей большие виды. С 18 и 20 сентября по 18 декабря две группы юных изобретателей смогут попробовать себя в роли инженеров и математиков на курсе робототехники с конструктором LEGO WeDo! Ребят научат делать настоящих роботов, которыми можно управлять с помощью простейшего программирования. А еще будут работать студии по искусству и театру на английском. Важным начинанием станут курсы по психологии для детей. "Мы постоянно в контакте с нашими слушателями, в том числе и с младшими. Нам дети, конечно, подкидывают идеи — скажем, многие темы лекций Ильи Колмановского придумывают сами юные слушатели. Или другой пример: ребят сейчас интересуют лекции-консультации с педагогом Димой Зицером. Им нужно разруливать их подростковые проблемы, и они с радостью все вместе собираются, чтобы обсудить это. По их запросу мы разработаем еще несколько курсов для подростков с психологами",— рассказывает Татьяна Булыгина.

Какие у Татьяны и Светланы ближайшие планы? "Мы постоянно в поисках нового и интересного. Сейчас мы создаем собственное издательство. Уже очень скоро появятся серии книг авторов нашего лектория". Как говорят американцы, stay tuned.

Вся лента