Отзыв репутации

Как блогеров используют для «черного» пиара

Блогеров начали привлекать к «черному» пиару, в частности, против банка «Открытие». Хедхантер, основатель проекта «Антирабство» Алена Владимирская пожаловалась на поступившее ей предложение — за деньги написать негативный пост о кредитной организации. Сколько получают блогеры за участие в информационных кампаниях? Об этом — в материале Натальи Ждановой.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как рассказала Алена Владимирская, заплатить за информацию были готовы от 200 тыс. руб.

Об этой информационной кампании на рынке узнали совсем недавно, сообщила сооснователь пиар-агентства Vinci Agency Мария Лапук: «Есть агентства, которые работают с блогерами. И в понедельник, 14 августа, началась целая кампания, в рамках которой заказчики предложили известным авторам разместить негативные посты про банк «Открытие» и про сервис каршеринга BelkaCar».

Параллельно с публикацией Алены Владимирской о той же проблеме написал руководитель блога Bigpicture.ru Сергей Барышников. Правда, названия компаний он не указал. «Предложили дружить за деньги против одного банка, каршеринга и мясокомбината», — написал блогер. В интервью «Коммерсантъ FM» Сергей Барышников рассказал, что за такими историями, как правило, стоят крупные рекламные агентства. Но чтобы не портить свою репутацию, они выходят на блогеров через посредников: «Обычно это агентства-«однодневки», которые используются крупными игроками рекламного рынка в качестве посредников. В этом случае предпринимаются все меры безопасности, например, e-mail отправляются только с общей почты, и концы найти практически невозможно».

О посредниках в этом деле упомянул и журналист Илья Варламов. Но, по его словам, такие предложения поступают лично, а не в мессенджерах, как описала Алена Владимирская. Блогер считает, что ее либо проверяли, либо за распространением сообщений вообще стоит сам банк «Открытие». Таким образом, он, возможно, пытается снизить уровень негатива в свой адрес, предположил Варламов: «Это может быть такой медийной «прививкой» от негатива. То есть, например, какая-то компания анонимно или через посредников сама рассылает письма с рекламным предложением очернить ее репутацию, чтобы их адресаты вывели всю историю в паблик и общественность подумала, что против организации идет какая-то грязная игра. Вот после таких случаев пользователи, которые по своей воле, не по заказу, хотели рассказать о каком-то своем негативном опыте, сто раз подумают. Ведь после того, как люди опубликуют свой текст в Сети, их могут заподозрить в том, что публикация является частью «черного» пиара».

Сейчас полем для репутационной битвы стали Youtube, «ВКонтакте», Facebook, Instagram и Twitter. Самые популярные блогеры, использующие для продвижения эти площадки, зарабатывают несколько сотен тысяч рублей в месяц, а основным доходом становятся рекламные контракты.

За размещение постов с «черным» пиаром предлагают в несколько раз больше, рассказал основатель агентства по продвижению блогов WildJam Ярослав Андреев: «Из ста запросов, которые я получаю, может быть, один приходит с просьбой оставить о ком-то негативный отзыв. За это предлагают в два-три раза больше, чем за другие посты. При этом, допустим, у блогера в YouTube с аудиторией «миллион плюс» видео может стоить 200 тыс. руб., при этом за какой-то негативный пост ему могут предложить и 500 тыс. руб., и 1 млн руб.».

Самые серьезные заработки — до 1 млн руб. в месяц — у звезд Youtube. Но таких в России несколько десятков человек. Еще сотни зарабатывают по 300-500 тыс. руб.

Репутации может навредить не только запись блогеров. На этой неделе стало известно, что компания «Альфа-капитал» разослала клиентам письмо. В нем утверждалось, что у «Открытия», МКБ, Промсвязьбанка и Бинбанка есть проблемы и активы лучше перевести в другие организации. Сейчас этой историей занимается антимонопольная служба.

Вся лента