Цена поэзии

Как рэп становится прибыльным бизнесом

Публичные схватки российских рэперов превращаются в бизнес. Баттл Oxxxymiron и Гнойного набрал в YouTube более 10 млн просмотров за сутки и вошел 14 августа в топ сервиса «Яндекс.Новости». Среди спонсоров стихотворных поединков — банки, букмекерские конторы и компании, не имеющие отношения к музыке. Кто и сколько зарабатывает на рэп-баттлах? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Рэп в России монетизировался и ушел в интернет, где крутятся серьезные деньги и миллионная аудитория. В моде сегодня рэп-баттлы — поединки двух исполнителей в жанре стихосложения, в рамках которых участники пытаются обойти друг друга, используя эпиграммы. И встречу рэперов Oxxxymiron и Гнойного уже назвали баттлом года. После его окончания практически ни одно СМИ не написало, что выиграл рэпер Гнойный, несмотря на счет 5:0. Все сообщили, что Oxxxymiron проиграл — до этого рэпер не знал поражений. Такие заголовки продаются дороже.

По версии Forbes, доходы Oxxxymiron — выпускника Оксфорда, в жизни Мирона Федорова — оцениваются в $1,3 млн. По данным аналитиков, заработки владельцев YouTube-каналов c миллионной аудиторией могут достигать от $1 до $5 за тысячу просмотров. Можно представить, о каких суммах идет речь, если к вечеру 14 августа баттл Oxxxymiron и Гнойного набрал больше 8 млн просмотров.

Последний поединок, который поставил новый рекорд в Сети, спонсировал банк «Тинькофф». Сумма контракта может исчисляться миллионами, не исключил совладелец лейбла Gazgolder, рэпер Баста: «Думаю, что речь шла о 3-5 млн руб. В долгосрочном контракте все честно, открыто, нет мутных тем. В этом его ценность. Сейчас практически все рекламные деньги постепенно переместились из телевизора в интернет. Это видно по спонсорским историям с блогерами. Мне кажется, что это только начало. Вся хип-хоп-культура сейчас активна, в нее привлекаются инвестиции, идут рекламные кампании».

Хип-хоп культура в России долгое время была в тени, но сейчас пришли крупные рекламные контракты, спонсоры заинтересовались концертами и инвестициями в рэп-баттлы. Меккой битвы рэперов считается Санкт-Петербург. Самая крупная площадка — Versus Battlle, которую создал Александр Тимарцев, известный как Ресторатор. В его питерском заведении и проходят съемки поединков, попасть туда со стороны практически невозможно. Билеты на баттлы распространяются среди своих и разыгрываются среди клиентов ресторана.

На рэпе сегодня зарабатывают серьезные деньги, говорит продюсер Александр Толмацкий: «Рэп — это современная поэзия, голос улиц. Посмотрите количество просмотров звезд рэпа на YouTube, оно просто зашкаливает все мыслимые пределы в России. Сегодня у хип-хоп-индустрии очень широкая аудитория, поэтому на нее пора бы уже обратить внимание».

На рэп-баттлах «поднимают» неплохо и букмекерские конторы. И если говорить в целом, то рэп как культура — это структура для продаж и пиара всего что угодно, считает рэпер ST: «Если вы хотите продать колбасу и средство от боли в горле, то снимаете в рекламе Тимати. Если речь идет о пиве — то группу «Хлеб». Вы хотите что-то сделать на телевидении, вы делаете это в речитативах. Сейчас все, что происходит в масс-медиа, продается, продвигается через рэп. Рекламодатели пытаются навязать молодому поколению свои продукты, как им кажется, общаясь с аудиторий на понятном ей языке. Вокруг этого возникает шумиха, просмотры, хайп и рейтинги».

На рэпе пытаются поднять свои рейтинги и некоторые политики. Алексей Навальный, к примеру, еще в апреле, говоря о дебатах, заявил, что готов даже выйти на Versus, если его оппонентом станет президент России Владимир Путин. В этот раз Навальный говорил на языке рэперов и пытался понять правила: «Все это «баттл по фактам», «панчлайны». Дивный новый мир».

По данным портала Bell, выручка организатора рэп-баттла должна составить от 4 млн до 5 млн руб. Как рассказал один из рекламодателей битвы, каждый спонсор заплатил от 800 тыс. руб. до 1,5 млн руб.

Вся лента