«Правительству нечего предложить»

Дмитрий Дризе — о перспективах для россиян

Россияне стали жить дольше. Вице-премьер Ольга Голодец заявила, что средняя продолжительность жизни граждан страны впервые превысила 72 года. Одновременно глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что отечественная промышленность адаптировалась к санкциям. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что к выборам власть увеличивает количество положительных новостей.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец отмечает: в этом году впервые россияне стали жить дольше 72 лет — речь идет о средней продолжительности жизни по итогам полугодия. Это происходит, в частности, благодаря системной работе правительства по снижению смертности. Властью разработан план по улучшению здоровья нации. В нем, например, есть пункт о том, что к 2020 году средняя продолжительность жизни должна превысить 74 года.

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что российская промышленность адаптировалась к санкциям – сложности, конечно, есть, однако объемы экспорта, в том числе несырьевого, растут.

Эти два заявления объединяет то, что они оба — из разряда положительных новостей. То есть жизнь в России, несмотря на все сложности, становится лучше. В этом есть логика: в стране скоро выборы, и избирателям нужно предъявить успехи и дать надежду на то, что дальше будет один сплошной позитив.

Надо сказать, что чиновники не всегда справлялись с этой задачей. Обычно министры и вице-премьеры сетовали, что в условиях сложной мировой конъюнктуры нужно пополнять бюджет, а для этого нужны непопулярные меры – повышение налогов, пенсионного возраста и много чего другого, что подходит под определение непопулярных мер. И эта тема стала настолько часто эксплуатироваться, что возникла перспектива: как только выборы закончатся – так сразу и начнется.

В этой связи слова Голодец можно интерпретировать еще и так: вы же стали дольше жить, можно и подольше поработать – может быть, пенсионный возраст все-таки повысить.

Именно из-за непопулярных мер у нас нет программы работы исполнительной власти на ближайшие годы – в документе нужно давать ответы на острые волнующие вопросы: где, например, брать деньги на выплату пенсий и социальных пособий, как улучшить систему здравоохранения и образования, наконец, как повысить доходы бюджета в условиях санкций и падения цен на нефть.

Но сейчас прогноз такой: вплоть до марта будущего года чиновники будут вещать о достижениях, реагировать на жалобы граждан и на критику президента.

Вся беда в том, что правительству нечего предложить. Нет корневой идеи, что хотим построить – какое государство и какое общество. Вместо этого — перспектива жить на полгода больше и сплотиться вокруг власти в условиях санкций. Еще есть разве что абстрактная цифровизация, для широких масс непонятная. И плюс к этому — бесконечные опасения, что после выборов что-нибудь повысят — или налоги, или пенсионный возраст, или все вместе разом.

Вся лента