«Нива» хочет в армию

Резидент «Жигулевской долины» представил прототип несгораемого внедорожника-«невидимки»

Резидент тольяттинского технопарка «Жигулевская долина», научный консультационно-технологический центр «Пролог» разработал проект каркасно-модульного внедорожника на базе «Нивы». Устойчивый к коррозии и малозаметный для воздушной разведки автомобиль планируется приспособить для военных нужд. Эксперты оценивают шансы этой модели на участие в оборонном заказе как очень низкие.

Фото: Юрий Стрелец, Коммерсантъ

ООО НКТЦ «Пролог» вместе с Тольяттинским государственным университетом презентовал на Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ – 2017» прототип внедорожника на основе «Нивы». Об этом сообщается на сайте тольяттинского технопарка «Жигулевская долина», резидентом которого является разработчик.

Как говорится в сообщении, автомобиль создан на базе агрегатов ВАЗ-21213 и входит в модельный ряд «Сержант». Для него изготовлены панели внешней и внутренней облицовки из композитов, а также объемная пространственная рама из алюминиевых сплавов. По информации разработчиков, в будущем автомобиль может применяться в качестве военной и специальной техники. Он будет устойчив к коррозии, иметь низкий вес компонентов, а также обладать радиопрозрачностью и способностью к самозатуханию при горении. Кроме того, автомобиль планируется сделать малозаметным для тепловизоров, его будет трудно отследить с воздуха за счет понижения уровня температурных и электромагнитных излучений. Также машина будет отличаться стойкостью к горюче-смазочным материалам, химикатам и ультрафиолету, высокой ударной вязкостью и прочностью. А при низких температурах на ее панелях не будет образовываться ледяная корка.

«Для изделий проекта более чем в два раза повышается относительная полезная нагрузка. Это позволяет установить на ней вооружение и повысить защищенность – применить компоненты бортового бронирования, повысить прочность днища»,— говорится в сообщении.

Кроме того, по информации разработчика, за счет сниженного веса машину будет легко доставлять по воздуху и воде. А долговечные конструктивные элементы после истечения срока эксплуатации позволят провести реновацию машины и приспособить ее для использования в народном хозяйстве. Предоставить “Ъ-Волга” комментарий и фото прототипа внедорожника разработчики на момент написания текста не смогли.

По словам аналитика «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, для приспособления «Нивы» под военные нужды проект придется серьезно доработать, а это потребует серьезных денежных вложений и приведет к повышению цены на автомобиль.

«Переработка "Нивы" затруднит использование серийно изготавливаемых компонентов и деталей для нее, а это в свою очередь потребует наладки их производства под нужды использования конкретной модификации, что, понятно, не сможет не повлиять на стоимость машины и ее обслуживания»,— считает собеседник издания.

По словам эксперта, армейская техника «предусматривает необходимость ее оперативного ремонта в полевых условиях с применением минимально необходимого набора инструментов и технических устройств». Для адаптации «Нивы» под эти цели в машине должно остаться не более 40% компонентов и узлов первоначальной конструкции, а это опять потребует дополнительной переработки модели и новых расходов, добавляет господин Яковенко.

Он также считает, что даже при условии успешной адаптации модели под военные нужды серьезным ее конкурентом станет УАЗ – главный поставщик армейских внедорожников.

«Монополистический статус Ульяновского завода объясняется очень просто: чем меньше моделей техники используется, тем ниже расходы на обслуживание имеющегося автопарка и тем проще и быстрее проходит обучение состава в обращении с ней. Во многом именно поэтому "Нива" так и не добралась и, скорее всего, никогда не доберется до вооруженных сил»,— резюмирует эксперт.

Георгий Портнов

Вся лента