«Огонь и ярость» Дональда Трампа

Сергей Строкань — о вероятности нанесения КНДР удара по Гуаму

Волнения на азиатских рынках, вызванные последним обменом угрозами между Северной Кореей и США, стали не просто обычной для подобных случаев нервной реакцией биржевых индексов на новый виток геополитической нестабильности. Заявление Пхеньяна о возможности нанесения ракетного удара по американским военным базам на острове Гуам и ответ Дональда Трампа, что с невиданными «огнем и яростью» скорее столкнутся не США, а Северная Корея, могут оказаться чем-то большим, чем пропагандистская риторика.

Обозреватель отдела международной политики “Ъ” Сергей Строкань

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Но те, кто считает, что инициатива развязывания военной конфронтации может исходить от самого непредсказуемого и отвязного представителя правящей в Пхеньяне на протяжении десятилетий династии Ким, глубоко заблуждаются.

Насчет действий Северной Кореи и ее молодого лидера, стриженого под советского партработника 50-х годов, рынки могут особо не беспокоиться.

Эта страна лишь торгует военной угрозой (и весьма неплохо). Но все же предпочитает не переступать «красную черту». Это было бы для нее не просто невыгодно — самоубийственно.

Другое дело — президент США Дональд Трамп. В случае с Трампом мы имеем дело с непредсказуемостью и отвязностью совершенно иного рода, чем в случае с Ким Чен Ыном. Последнее успокоительное заявление госсекретаря Тиллерсона, что «американцы могут спокойно спать по ночам», вряд ли следует принимать за чистую монету. Потому что, откровенно говоря, Рекс Тиллерсон не в состоянии ответить, как долго продлится этот «спокойный сон американцев» при президенте Трампе. И доработает ли он сам в Госдепе до следующего года, учитывая то, как развивается ситуация в Вашингтоне.

В этом смысле гораздо более точным в своей оценке оказался горячо не любимый у нас, но при этом многоопытный сенатор Маккейн, попытавшийся предостеречь Дональда Трампа от попытки решить проблему бросающего всем вызов «режима чучхе» с помощью тех самых «огня и ярости».

До последнего времени предположения о том, что США никогда и ни при каких обстоятельствах не рискнут ударить по Северной Корее, упирались в железный контраргумент, что фактически в заложниках у Пхеньяна в силу географической близости находится Южная Корея. И даже обычная армейская артиллерия КНДР, надежно спрятанная в горах, способна быстро превратить сверкающий огнями Сеул в безжизненную груду стекла и бетона. Поэтому Вашингтон никогда не пойдет на шаг, который автоматически подпишет смертный приговор азиатским союзникам.

Но Дональд Трамп уже не раз доказывал, что его стихия — это нарушение стереотипов, запретов и табу, допускающее возникновение ситуаций, когда то, что называют здравым смыслом, обычной логикой следует отбросить.

При этом Трамп — по определению несистемный политик, по своему понимающий и американскую политику, и союзнические обязательства Вашингтона. Это и сам себе режиссер, и всадник без головы в одном флаконе. Теряющий голову режиссер, который, однако, ни за что не хочет вылететь из седла, потерять своего коня.

И здесь мы подходим к самому главному — к тому, почему так опасен может оказаться президент Трамп и почему оценка Маккейна применительно к ситуации с Северной Кореей может оказаться более точной, чем оценка Тиллерсона.

Американские друзья и коллеги по цеху, которых я уважаю как профессионалов, все чаще рассуждают о том, что, учитывая дальнейшее «убывание Трампа» в американской политике, таящего буквально на глазах, спасти его в определенный момент сможет только победоносная война. Как «бизнесмен и прагматик» Дональд Трамп может убедить себя в том, что он действует прагматично, рационально, убивая двух зайцев: предстает в облике лидера нации, коим он никогда раньше не был, и избавляет мир от того, что называется «режимом чучхе».

В свое время многие в Вашингтоне не воспринимали Джорджа Буша-младшего всерьез, брезгливо отворачиваясь от того, кто, по их мнению, украл президентство у Альберта Гора. Но произошла трагедия 11 сентября, а потом — военная операция по свержению режима талибов в Афганистане. И конгрессмены в едином порыве поддержали того, кто для многих из них еще вчера был неофитом и вызывал чувство отвращения.

Припертый к стенке в Овальном кабинете Белого дома Дональд Трамп вполне может попытаться повторить опыт предыдущего республиканского президента. И одним махом доказать, что его президентство подлинное, а не украденное у Хиллари Клинтон, пойдя для этого на военную авантюру на Корейском полуострове или Ближнем Востоке.

Так что биржевые рынки не зря лихорадит, При таком 45-м президенте США главные потрясения могут быть впереди.

Вся лента