Противоречия управления

Дмитрий Гронский — о неоднозначности беспилотных технологий

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о музее Mercedes-Benz в Штутгарте, в частности — о новом сервисе для посетителей, который заставляет задуматься о будущем автопрома.

Фото: Bosch

Одно из обязательных мест посещения в Штутгарте – Музей марки Mercedes-Benz. Огромная экспозиция, на посещение которой нужно часа три-четыре. Поднимаешься на лифте на последний этаж, включаешь аудиогид на русском и спускаешься вниз, наблюдая не только развитие технологий, дизайнерской мысли и всего прочего, чем нам интересны автомобили, но и смену эпох, причем не только в Германии, но и в мире — легковые автомобили, гоночные болиды, грузовики…

Но скоро в музее появился новый аттракцион для посетителей. С начала 2018 года здесь заработает автоматизированная служба парковки. Разумеется, парковать здесь будут не автомобили, на которых посетители приезжают в музей, а специальные «Мерседесы» с функцией автономного управления – для этого тут планируется создать целый парк таких машин. Посетитель скачивает в свой смартфон специальное приложение, вызывает автомобиль — тот, как сивка-бурка, приезжает. После, когда клиент накатается по территории музея, автомобиль сам найдет свободное место на паркинге и займет его в ожидании следующего вызова.

Фото: Bosch

Многие скажут, что главная проблема, связанная с парковкой — это не необходимость самому крутить руль и нажимать на педали. Главное – чтобы было куда встать. И в этом плане кассетные парковки, например, распространенные в США, где машина вставляется в специальный лифт и после уезжает в свободную ячейку, куда эффективнее, чем, то, что придумано в мерседесовском музее.

Фото: Bosch

Но в данном случае Mercedes-Benz не столько хочет развлечь посетителей, сколько показать, что его автомобили уже полностью готовы к беспилотному движению. И в этом, как мне кажется, есть огромное противоречие со всем тем, что можно увидеть на восьми этажах музея. Всеми этими автомобилями, выпущенными за сто с лишним лет, было не только приятно владеть, но и интересно управлять. Делая автомобиль беспилотным, производитель превращает владельца в пассажира, а значит отнимает у него важнейший стимул в покупке.

Понимают ли руководители автомобильных компаний, что сами роют яму своему бизнесу? Похоже, что пока они об этом не думают.

Вся лента