"Максимателеком" шлет сигнал операторам

Им предложили новый способ разрушить монополию "Мегафона" в тоннелях метро

Как узнал "Ъ", компания "Максимателеком", строящая Wi-Fi-сеть в петербургском метро, предложила мобильным операторам на базе своей инфраструктуры предоставлять связь и интернет в перегонах между станциями. С 2011 года в тоннелях городской подземки работает связь только "Мегафона", к излучающему кабелю которого так и не подключились другие операторы. Аналогичным сервисом "Максимателекома" в московском метро уже пользуется МТС, а стоимость проекта в Петербурге, по оценкам аналитиков, составит 50 млн рублей.

Количество поездов в петербургском метро в 2,3 раза меньше, чем в московском, но в пропорциональном соотношении затраты в Петербурге на реализацию подобного проекта будут в 1,8 раза выше, чем в столице

Фото: Антон Ваганов, Коммерсантъ

Московская компания "Максимателеком", которая в прошлом году выиграла через северо-западную "дочку" тендер ГУП "Петербургский метрополитен" на развертывание Wi-Fi-сети в подземке, теперь предлагает решить проблему отсутствия сотовой связи и доступа к мобильному интернету в перегонах между станциями. С ней сталкиваются абоненты всех мобильных операторов, кроме "Мегафона". Он запустил услуги связи в тоннелях метро в 2011 году, спустя год после покупки 100% акций ЗАО "Метроком", у которого была развитая сеть в петербургском метро.

Как рассказал "Ъ" замгендиректора АО "Максимателеком" по стратегии Олег Копицын, компания предлагает операторам в Петербурге сервис на базе собственной сетевой инфраструктуры, который успешно опробован с МТС в московском метрополитене. В феврале 2017 года оператор оборудовал около 4 тыс. вагонов фемтосотами (миниатюрными базовыми станциями), которые были подключены к сети "Максимателекома", что обеспечило связь 3G для абонентов МТС во время поездок. Установка фемтосот в вагонах требует разрешения метрополитена, но компания "Максимателеком" пока не обращалась в петербургское ГУП. "Такие согласования проходят после оформления проектной документации для конкретного партнера", — объясняет господин Копицын.

В Tele2 заявили "Ъ", что рассматривают предложение от компании "Максимателеком". В "Билайне" пока не получали предложение, но сообщили, что готовы рассмотреть. В МТС воздержались от комментариев, отметив, что по-прежнему рассматривают различные варианты обеспечения связи в перегонах петербургского метро

Детали действующих соглашений и переговоров в "Максимателекоме" не раскрывают, поясняя, что условия сотрудничества для каждого партнера определяются индивидуально и напрямую зависят от масштабов проекта. Впрочем, по оценкам господина Копицына, сумма затрат операторов на сервис "Максимателекома" за десять лет владения в разы ниже, чем на собственную инфраструктуру распределенных антенных систем.

О том, что операторы рассматривают вариант совместного строительства инфраструктуры в метрополитене, чтобы предоставлять услуги связи в перегонах между станциями в обход "Мегафона", "Ъ" сообщал топ-менеджер одной из телекоммуникационных компаний (см. "Ъ" от 11.04.2017). Он настаивал, что к излучающему кабелю "Мегафона" в тоннелях технически невозможно подключиться другим операторам, хотя последние активно добивались этого с 2014 года, отправляя жалобы в ФАС. В "Мегафоне" парировали, что предоставили технические условия для подключения всем обратившимся операторам. Вчера пресс-служба "Мегафона", комментируя "Ъ" предложение "Максимателекома" другим операторам, отметила, что оператор работает во всех тоннелях петербургского метро на скоростях 4G, с хорошим качеством, и не боится конкуренции.

По оценке начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, внедрение фемтосот в систему петербургского метрополитена обойдется в 50 млн рублей. Количество поездов в петербургском метро в 2,3 раза меньше, чем в московском, но в пропорциональном соотношении затраты в Петербурге на реализацию подобного проекта будут в 1,8 раза выше, чем в столице, отмечает господин Ващенко. "Эта разница объясняется особенностями местной подземки. Например, двери на платформе, которые стыкуются с дверьми в поездах, отражают сигнал телефонной связи. В связи с этим "Максимателекому" придется провести дополнительные технические работы для обеспечения стабильной передачи данных, что потребует больших инвестиций", — говорит он.

Гендиректор агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что предложение "Максимателекома", безусловно, интересно операторам, но переговоры еще не завершились, так как у компании пока нет полного покрытия Wi-Fi-сети в петербургском метро. "Вероятно, к концу года, когда "Максимателеком" обещает запустить Wi-Fi на всех линиях метро, операторы определятся", — отмечает господин Брюквин.

Алексей Кириченко

Вся лента