Автодилеры догоняют рынок

Рост числа покупателей вызвал увеличение сети продавцов

На фоне восстановления спроса на авторынке признаки оживления стал подавать и авторитейл. За последние три года число дилерских центров в РФ упало на 14%, но по итогам первого полугодия их количество выросло, хотя пока и незначительно — на 17 штук. В отрасли считают, что положительная динамика достигнута за счет расширения в регионах, а также благодаря экспансии новых или слабо присутствовавших на рынке брендов, например Genesis (37 новых дилеров) или Ravon (15 центров). Но и закрытие точек продаж продолжается, в основном коррелируя с потерей брендами доли рынка.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Тренд на сокращение дилерской сети в России приостановлен, заявил вчера глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев на конференции по итогам первого полугодия. По сравнению с началом года общее количество дилерских центров даже несколько увеличилось — на 17 штук, до 3,53 тыс. точек. В 2016 году, по данным РОАД, сеть, напротив, сократилась на 7,5%, до 3513 центров, годом ранее — еще на 7%, до 3,8 тыс. центров. Олег Мосеев пояснил “Ъ”, что небольшой рост сети сформировался в большей степени за счет массовых брендов — в частности, из-за расширения присутствия лидеров в регионах. Кроме того, часть новых дилеров — это реализация давних, но откладывавшихся планов по открытиям. Отчасти повлияла на рост и экспансия китайских брендов, а также марок, слабо представленных на рынке.

Из массовых брендов увеличилась дилерская сеть у Volkswagen — на девять штук, до 130 центров, у узбекского Ravon — на 15 точек, до 62 центров. Больше всего закрытий центров за полгода было у УАЗа (22) и Lifan (21), рассказали “Ъ” в РОАД. Но у УАЗа за тот же период открылось десять новых точек, у Lifan — пять. Сеть продаж лидера рынка Lada остается стабильной — 327 дилеров, за январь—июнь закрылось и открылось по 11 дилеров. Дилерская сеть Chevrolet GM-AvtoVAZ сократилась на семь центров, до 146 штук, Hyundai — на девять, до 172 штук, Renault — на шесть, до 164 штук, Peugeot — на пять, до 51 центра.

У устойчивого премиум-сегмента динамика дилерских сетей на фоне восстановления спроса растет. Так, у Mercedes-Benz открылось четыре центра (стало 77), у BMW — два (теперь у бренда 59 дилеров), у Lexus — один новый дилер (всего 48 штук). Audi — на данный момент наименее успешная марка сегмента — потеряла одного дилера (всего 56 центров, падение продаж за январь—июнь составило 24%, до 8,4 тыс. машин). Под новый премиальный бренд Hyundai — Genesis — за полгода появилось 37 точек продаж, до конца года, по данным источника “Ъ”, у бренда будет до 45 дилеров.

Динамика изменения дилерской сети в целом относительно коррелирует с продажами брендов. Рынок за полгода, по данным Ассоциации европейского бизнеса, вырос на 7%, до 718,5 тыс. штук. Но у сильно сократившего число дилеров УАЗа продажи упали на 14%, до 18,4 тыс. штук. Реализация Lifan снизилась на 5%, до 7,2 тыс. штук. При этом у Volkswagen (максимальный прирост дилеров в масс-маркете) по итогам полугода продемонстрировал один из наиболее высоких показателей роста продаж среди популярных брендов — на 18%, до 39,6 тыс. штук.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что открытие новых центров — «в чистом виде реакция на восстановление спроса, отсюда и корреляция с продажами». В целом эксперт отмечает на рынке довольно оптимистичные настроения, связанные с позитивными тенденциями спроса. Так, он ожидает роста дилерской сети до конца года примерно до 3,7 тыс. штук.

Яна Циноева

Вся лента