«Такси-Бетон» нажала на тормоз

Крупная компания бетонного рынка Петербурга заявила о своем банкротстве

Крупный игрок на рынке товарного бетона Петербурга, ООО «Такси-Бетон», ранее связанное с основателем «Северо-Западной нерудной компании» (СЗНК) и заместителем главы Карелии, а ныне банкротом Юрием Рафаэльским, подал иск о собственном банкротстве. Причиной иска послужили долги компании в 141 млн рублей. При этом активы компании в 2015 году оценивались в 118 млн рублей. Эксперты отмечают, что, помимо внутренних проблем, банкротство компании «Такси-Бетон» связано со сложной ситуацией, которая сложилась на высококонкурентном рынке бетона Петербурга объемом 15–17 млрд рублей.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Иск о банкротстве ООО «Такси-Бетон» к самому себе зарегистрирован в картотеке дел Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области 12 июля 2017 года. Предварительная дата слушаний пока не назначена. Причиной иска служат долги компании в 141 млн рублей.

Компания «Такси-Бетон» вышла на рынок Петербурга в 2009 году. Новый игрок на рынке стал поставлять небольшие объемы бетона мелкорозничным игрокам в короткий срок — сразу после звонка. Появление компании связано с основателем СЗНК Юрием Рафаэльским. После он успел побыть и чиновником, поработав пару лет в должности заместителя главы Карелии, затем руководил ОАО «Корпорация развития Республики Карелия», а в ноябре 2016 года суд признал его банкротом по собственному иску.

Но, как ранее заявлял СМИ сам Рафаэльский, он продал «Такси-Бетон» еще несколько лет назад. Конечным покупателем стал Михаил Масалов. В 2015 году «Такси-Бетон» не смог расплатиться с «дочкой» Сбербанка — компанией «Сбербанк-Лизинг» (сумма долга составляла 234 млн рублей) и начал процедуру ликвидации путем создания ООО «Паритет». Суд удовлетворил иск компании «Сбербанк-Лизинг», а получил ли кредитор деньги, непонятно. Вчера в пресс-службе «Сбербанк-Лизинг» запрос “Ъ” комментировать не стали.

Но одновременно при ликвидации одной компании господин Масалов осенью 2014 года создал другое юридическое лицо с одноименным названием «Такси-Бетон», которое и работало на рынке Петербурга в последнее время. Согласно базе "СПАРК-Интерфакс", собственниками действующего на данный момент ООО «Такси-Бетон» являются Андрей Бибиков (50%) и Юрий Хамула (50%). Генеральным директором до сентября 2016 года был сам Андрей Бибиков, который руководил подразделением Группы ЛСР в Екатеринбурге, а потом с нуля создавал бетонный актив Группы ЛСР в Петербурге — компанию «Объединение 45», которая впоследствии была реорганизована. На телефонные звонки Андрей Бибиков так и не ответил, городской телефон компании «Такси-Бетон» также молчал.

За 2015 год у ООО «Такси-Бетон» выручка от продажи составила 823,2 млн рублей, чистая прибыль — 8,58 млн рублей. Активы компании составляют 118,3 млн рублей. Часть имущества «Такси-Бетон» находится в залоге у ЗАО «Донхлеббанк». На сайте компании «Такси-Бетон» говорится, что в ее управлении три завода — в Парголово, Автово и Янино.

В 2017 году в адрес компании поступил ряд исков о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи. Два наиболее крупных — от ООО «Графит Строй», на общую сумму 18,8 млн рублей. Среди других истцов — АО «ЛСК», ООО «Ювиф» и другие. Со своей стороны «Такси-Бетон» также направило ряд исков к своим контрагентам.

Управляющий партнер консалтинговой группы «Решение» Александр Батушанский отметил, что в 2014–2015 годах компания «Такси-Бетон» активно росла и вошла в число лидеров рынка. «Но далее, вероятно, в связи со сменой руководства, стала снова терять свои позиции»,— предположил он. Еще одна причина сложностей компании, по мнению господина Батушанского, связана с проблемами самого рынка бетона, объемы которого в денежном выражении составляют около 15–17 млрд рублей, а в натуральном — 5 млн кубометров. Последние годы рынок падает. В 2017 году рынок еще снизится, а учитывая ухудшение ситуации на рынке продаж жилья, не стоит ожидать роста и в 2018 году, добавил Александр Батушанский. По его словам, с одной стороны, на рынке большое число производителей, не все из них добросовестные, поэтому с ними тяжело конкурировать традиционным игрокам. При этом некоторые мелких производителей, владеющих одним-двумя узлами, все же ушли, и будут уходить дальше. Именно поэтому многие годы большая часть игроков работает на грани убыточности или «в минус», надеясь, что ситуация изменится к лучшему. По словам господина Батушанского, росту маржинальности препятствует недозагруженность мощностей, которые превышают спрос в несколько раз, плюс рост издержек (как минимум, цемент и электричество).

Это не последний случай, когда крупная компания уходит с рынка бетона. Череда банкротств началась еще в 2014 году. Одними из последних были ликвидированы компании ТД «Евро-бетон», ООО «Инвестиционно-промышленная компания “Инвестпромбетон”», ООО «ПО “Бетоника”». В настоящее время на стадии рассмотрения в арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области находятся дела о банкротстве ООО «Гидротэкс Бетон», ООО «СТК-ПромБетон», ООО «ЛенПромБетон-Авто».

Адвокат, член адвокатской коллегии Москвы Елена Лузанова называет случай банкротства «Такси-Бетон» классическим. «Чаще всего заявленная собственником стоимость активов оказывается значительно ниже суммы требований кредиторов. Очевидно, что в лучшем случае их требования будут удовлетворены лишь частично, оставшуюся сумму долга просто-напросто спишут, то есть компания-банкрот не будет им ничего должна»,— заключила юрист.

Лидия Горборукова

Вся лента