Иностранные водители нашли общий язык с ГИБДД

Госдума разрешила не менять права киргизам и белорусам

Госдума приняла закон, разрешающий жителям стран, в которых русский язык признан официальным, работать водителями в России, не сдавая экзамены в ГИБДД. Речь идет прежде всего о жителях Белоруссии и Киргизии. Статус официального и государственного русского языка закреплен также конституциями Казахстана, Южной Осетии и Абхазии, но на жителей этих стран норма не распространяется, пояснили “Ъ” в Госдуме: им придется сдать экзамены в ГИБДД.

Фото: Козак Дарья, Коммерсантъ

П. 13 ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения» запрещает управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений «при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами» (речь идет о водителях автобусов, коммунальной техники, грузовиков и т. д.). Госдума приняла поправку: запрет не распространяется на граждан Киргизии, а также других стран, «законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального».

Новая редакция закона «О безопасности дорожного движения», запрещающая иностранцам водить грузовики и автобусы в РФ без российских водительских прав, вступила в силу 1 июня. Введение этой нормы было запланировано еще в 2014 году, однако откладывалось Госдумой несколько раз. По оценкам комитета Госдумы по транспорту, до 1 июня в стране работало около 70 тыс. иностранцев без российских прав, из них 11 тыс.— белорусы. После введения запрета госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота обратился в Госдуму, попросив вернуть белорусов на российские дороги. Парламент обратился за помощью в правительство, в середине июня это было закреплено постановлением кабмина Союзного государства. Позже Госдума обратилась к президенту Владимиру Путину, попросив допустить к управлению транспортом еще и граждан Киргизии. После этого и был подготовлен соответствующий законопроект.

Отметим, в качестве официального русский язык фигурирует также в конституции Казахстана (используется наравне с казахским государственными организациями и органами местного самоуправления). Однако, пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, на жителей Казахстана новая норма не распространяется, как и на граждан признанных Россией Южной Осетии и Абхазии (там русский язык имеет статус государственного, как и в Белоруссии). «Вполне возможно, что другие страны примут поправки с учетом нашего закона,— пояснил “Ъ” господин Лысаков.— Перспективы, в любом случае, есть у всех».

Граждане остальных стран должны сдавать экзамены в ГИБДД и получать российские права. Глава ГИБДД России Михаил Черников накануне заявил, что вступивший с 1 июня запрет спровоцировал вал обращений со стороны иностранцев, желающих обменять права, в подразделения.

Главный эксперт Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей транспортных средств (бывший старший инспектор по особым поручениям ГИБДД России) Александр Лыткин считает, что сложившуюся ситуацию должен прокомментировать МИД, поскольку в конституциях нескольких стран по отношению к русскому языку употребляются термины «государственный» и «официальный». В пресс-службе МИДа на запрос “Ъ” пока не ответили. При этом господин Лыткин отметил, что в законе «О безопасности дорожного движения» есть п. 2 ст. 20, в котором прописано, что юридическим лицам запрещено «допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений», что противоречит принятой Госдумой норме. «Принимаемый законопроект — политический жест в адрес ряда стран, а также попытка подтолкнуть другие государства, чтобы они закрепили русский язык в качестве государственного,— говорит он.— А вот запрет нанимать иностранцев для юрлиц никуда не делся, поэтому формально они будут делать это на свой страх и риск. А если, не дай бог, произойдет ДТП, нарушение законодательства моментально всплывет».

Иван Буранов

Вся лента