«Яндекс» и Uber породнились

Компании объединяют бизнесы по онлайн-заказу поездок в России и соседних странах

«Яндекс» и Uber создают одного из крупнейших игроков на российском рынке сервисов по заказу онлайн-такси — объединенную компанию с рыночной долей 5–6%, в которую инвестируют $100 млн и $225 млн соответственно. Контрольный пакет в ней будет принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

«Яндекс» и Uber достигли соглашения об объединении бизнесов по онлайн-заказу поездок в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане в составе новой компании, следует из совместного сообщения компаний. В нее также перейдет сервис UberEATS в указанных странах.

По условиям соглашения Uber и «Яндекс» инвестируют соответственно $225 млн и $100 млн в новую компанию, оценивая ее в $3,725 млрд. С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, а 4,1% — сотрудникам. Возглавит компанию генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. В «Яндексе» и Uber “Ъ” заявили, что название для новой компании пока не выбрано.

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок — и «Яндекс.Такси», и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям. Таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом.

Объединенная платформа по состоянию на июнь 2017 года выглядит так: 127 городов, 6 стран, 35 млн поездок в месяц, 7,9 млрд руб. суммарная стоимость поездок в месяц. VTB Capital оценивает совокупную стоимость поездок легальных перевозчиков в России в 501 млрд руб. в 2016 году. При этом «теневой» сегмент был оценен аналитическим центром при правительстве РФ в 116 млрд руб. в 2015 году. Таким образом, доля объединенной компании в России в 2016 году была бы примерно 5–6% по этому показателю.

«Партнерство с Uber поможет быстрее расширять географию бизнеса и улучшать качество сервиса,— приводятся в сообщении слова Тиграна Худавердяна.— Наши компании суммарно обеспечивают более 35 млн поездок в месяц, и их количество выросло на 400% год к году. С момента основания “Яндекс.Такси” в 2011 году к сервису подключилось несколько сотен тысяч водителей, мы создали успешный сервис заказов такси в России и еще в пяти странах».

Сделка одобрена советами директоров Uber и «Яндекса». Она подлежит согласованию с регулирующими органами, а ее закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 года.

Новый игрок создаст большие сложности для дальнейшего развития других сервисов — таких, как Gett, City Mobil, «Везет» и других, считает партнер Target Global (инвестор сервиса Juno, в апреле купленного Uber за $200 млн — “Ъ”) Александр Фролов. «Аналогичный пример мы наблюдали в Китае, когда местный перевозчик Didi Chuxing объединился с Uber,— продолжает он.— Для потребителя заканчивается период демпинга цен, когда сервисы вели активную конкуренцию, в рамках которой появились крайне низкие тарифы, очень выгодные пользователям».

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: «У Uber цены были чуть ниже, чем у «Яндекса», теперь, думаю, они сравняются. Но не могу сказать, снизятся ли цены на заказ, но, на мой взгляд, те цены, что они предлагали, были и так ниже тех расходных обязательств, что несут, выполняя транспортную работу, перевозчики. В Европе стоимость км составляет €2,1 за км пробега, а сколько у нас в Москве. Перевозчики уже не раз говорили о том, что сегодня агрегаторы практически диктуют такие демпинговые цены на рынке перевозок. Низкие цены на перевозки не всегда благо, за этим может стоять снижение качества обслуживания и безопасности перевозок. В апреле прошлого года акцизы на топливо, цена на которое составляет около 30 процентов себестоимости перевозок, выросли на 2 руб., а тарифы у сетевых агрегатов не поднялись, а снизились. За счет чего это может происходить? За последние полгода ни одна из вызванных мною через агрегаторов такси машин не соответствовала требованиям федерального законодательства — нет шашечного пояса, оранжевого фонаря сверху, в салоне нет информации о характере предоставляемых услуг».

Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по таксомоторным перевозкам Богдан Коношенко: «В тарифной политике для пассажиров я бы не ждал от новой компании резких изменений. На таком высоколиквидном рынке, как таксомоторные перевозки, любое резкое изменение в ту или иную сторону приводит к переходу водителей и пассажиров к конкурентам. “Яндекс” и Uber не первые и не самые крупные сервисы, которые пошли на такое объединение. Недавно на рынке появился перевозчик Fasten, который собрал в себе несколько компаний. Есть еще компании Gett, Maxim — крупных конкурентов много, при том, что “Яндекс” и Uber, по моим экспертным оценкам, занимают всего 6-7% от всего рынка. Так что они продолжат двигаться вместе с рынком и очень аккуратно развивать свои сервисы, чтобы не отпугнуть пользователя и сохранить свою партнерскую базу. И компания “Fasten” получит сейчас серьезного конкурента, что очень хорошо».

Начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси Maxim Павел Стенников: «Все эти объединения решают организационные проблемы, они нужны для привлечения капитала инвесторов и распределения его внутри организаций. На деле — для пассажиров и отдельно взятого водителя ничего не меняется. Объединение — это перезагрузка руководства, которая может стать драйвером роста чисто из-за эмоций от новых отношений. Но если не получится согласия при выработке совместных решений, то не получится эффективно действовать. Для нас тоже мало что меняется. Мы давно конкурируем с этими компаниями».




«Яндекс.Такси» вызывает инвесторов

Как стало известно “Ъ” в апреле, JP Morgan получил мандат на привлечение $150-200 млн в одного из крупнейших игроков на рынке онлайн-сервисов по вызову машин «Яндекс.Такси». Исходя из оценки «Яндекс.Такси» в $1,2 млрд, инвесторам может быть продано 12,5-16,7% компании. В качестве потенциальных участников сделки рассматриваются как финансовые институты, включая Сбербанк, ВТБ и РФПИ, так и профильные инвесторы и автопроизводители. Читайте подробнее

Роман Рожков, группа «Прямая речь»

Вся лента