Затраты в свои ворота

Оправдывают ли футбольные турниры экономические ожидания

Кубок конфедераций подстегнул инфляцию в России — турнир стал одним из факторов, который повлиял на этот показатель в июне, считают в Минэкономразвития. Оправдал ли Кубок конфедераций экономические ожидания? И какого эффекта ждать от Чемпионата мира по футболу в следующем году? Об этом — в материале Альбины Хазеевой.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Холодная погода, ослабление рубля и Кубок конфедераций — все это привело к аномально высокой инфляции в прошлом месяце. Вклад футбольного турнира объясняют так: спрос на пассажирский транспорт увеличился, что ускорило рост цен на проезд. При этом туристический рынок, вопреки ожиданиям, не увидел больших плюсов от проведения соревнований. Так, значительной части гостиниц не удалось заработать на притоке болельщиков, а многие даже столкнулись с серьезным падением загрузки: они придержали номера для посетителей матчей, но заполнить их в итоге не удалось.

Кубок конфедераций не принес дохода, резюмирует директор Центра стратегических исследований в области спорта РЭУ им. Плеханова Илья Солнцев: «Если считать экономический эффект как возможность заработать какие-то деньги, то здесь, я боюсь, ни на чем заработать не удалось. Все доходы от продажи билетов пошли в ФИФА. На железнодорожный транспорт вообще были бесплатные билеты. Если говорить о спонсорах — и там практически ничего заработать не удалось. Что-то удалось заработать на отелях, но я не думаю, что здесь был какой-то специальный спрос».

Кубок конфедераций называют своеобразной репетицией Чемпионата мира по футболу. Бюджет подготовки мундиаля на данный момент составляет более чем 640 млрд рублей — в последний раз смету увеличивали в мае. Но и экономический эффект во время чемпионата мира будет гораздо более ощутимым, отметил старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук: «Большее количество иностранцев приедет, что отразится на экономике сектора услуг — гостиницы, кафе, транспорт. Во-первых, тут локальное влияние в момент проведения — допустим, рост цен, экономическая активность и так далее. Но важно, чтобы было и долгосрочное влияние».

Правда, быстрые доходы от пребывания болельщиков во время чемпионата мира, по опыту других стран, составляют от нескольких сотен миллионов до миллиарда долларов. На фоне общих затрат это очень мало. Такие инвестиции можно окупить только в долгосрочной перспективе, заявил директор департамента консалтинга, аналитики и оценки S.A. Ricci Александр Морозов: «Напрямую — так, чтобы, к примеру, вложили 100 рублей и 100 рублей получили — нет, чемпионат мира не окупится. Потому что от пребывания туристов в течение месяца плюс-минус, пока идет чемпионат мира, сгенерировать такой объем средств просто нереалистично. Основной эффект от чемпионата мира — вложение больших средств под его эгидой в инфраструктуру: дороги, мосты, больницы, а не только стадионы. Так начала делать Германия. Все, кто считали отдачу от чемпионатов мира, все считали эффект долгосрочный, который покрывает и оправдывает миллиардные затраты на подготовку».

Окупить вложения в инфраструктуру России будет сложнее, чем той же Германии. Отбить затраты на стадионы получится нескоро — посещаемость матчей национального чемпионата остается низкой. Так что инвестиции в крупнейшие спортивные мероприятия для нашей страны остаются скорее вопросом имиджа, чем реальным вкладом в экономику.

Игры Кубка конфедераций посещали в среднем почти 40 тыс. зрителей, что стало третьим показателем в истории турнира.

Вся лента