Малая кнопка в будущее

услуги

Времена, когда банки концентрировали свое внимание на крупных корпорациях или на рознице, упуская из поля зрения потребности малого и среднего бизнеса (МСБ), прошли. Теперь рынок МСБ — это рынок покупателя, где клиент выбирает себе банк, а не наоборот. В сегменте МСБ кроется мощный потенциал роста финансового сектора, ведь малый и средний бизнес — это не только зарплатные проекты, но и широкий спектр услуг.

Клиент выбирает банк

Сотрудничество банков с малым бизнесом давно вышло за рамки классического обслуживания, включающего такие продукты, как кредитование и расчетно-кассовое обслуживание. Сегодня потребности МСБ гораздо шире и глубже. Согласно данным индекса RSBI — ежеквартального исследования сектора МСБ — Промсвязьбанка, "Опоры России" и банка "Возрождение", на конец 2016 года в 60% случаев банки принимали положительное решение по заявкам МСБ на получение кредитов. Но только около 10% компаний заявили о потребности в заемном финансировании. "Процедуры получения кредитов сейчас существенно облегчены: ставки снижены, банки смягчили риск-правила. Однако на фоне нестабильности потребительского спроса и снижения продаж бизнес не торопится наращивать инвестиционную активность. Малый бизнес, с одной стороны, отличается большей мобильностью, с другой — в большей степени зависит от конъюнктуры рынка. Покупатели по-прежнему осторожны в тратах, и это сказывается на результатах и настроениях предпринимателей",— отмечает Александр Чернощекин, старший вице-президент--руководитель блока "Средний и малый бизнес" Промсвязьбанка.

МСБ нуждается в сложных услугах и сервисах. Идеально, если для этого не требуется посещать офис банка и все операции можно осуществлять онлайн. Даже зарегистрировать новый бизнес. До недавнего времени трудно было себе представить, что такая процедура станет доступной для всех предпринимателей.

Промсвязьбанк одним из первых предоставил своим клиентам такие опции. Для этого необходимо только раз прийти в банковский офис для идентификации, а затем банк сам подготовит и отправит все документы для регистрации юридического лица в налоговую инспекцию. Важно отметить, что документы готовят бесплатно, клиенту нужно только оплатить госпошлину. При этом получить номера счета можно еще до момента регистрации бизнеса — онлайн. По такому же принципу, "под ключ", работает и сервис подготовки и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности. По словам Александра Чернощекина, эти сервисы помогают предпринимателям не отвлекаться и не тратить время, силы и ресурсы на бюрократические процедуры, возложив это на специалистов банка: "Наша цель — это не отдельные услуги, а создание комфортной экосистемы для малого и среднего бизнеса".

Управление продуктами

Эту же задачу призваны выполнять и сервисы дистанционного обслуживания. Весной Промсвязьбанк запустил онлайн-кредитование малого и среднего бизнеса. Предприниматель, не предоставляя документов, может получить кредит до 1 млн руб. за одну минуту, просто нажав одну кнопку в интернет-банке. Поручительств для получения кредита также не требуется. Сначала эту услугу предложили 500 постоянным клиентам банка, а затем, увидев, насколько она востребована, решили масштабировать. Согласно расчетам банка и индекса RSBI, упрощение доступа к кредитным ресурсам позволит предпринимателям успешнее вести свой основной бизнес. В начале текущего года, согласно индексу RSBI, в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса была зафиксирована позитивная динамика, и банк намерен и дальше развивать это направление.

Впрочем, даже в самое тяжелое время, в конце 2014 — начале 2015 годов, когда некоторые банки фактически перестали выдавать кредиты малому и среднему бизнесу, Промсвязьбанк продолжал поддерживать предпринимателей, представляющих МСБ.

Стоит отметить, что технологичные решения распространяются и на другие продукты банка. В их числе — торговый эквайринг. Заявку на эту услугу в Промсвязьбанке можно также оформить в интернет-банке, подписав заявление-оферту визита в банк. Зачисление денежных средств происходит день в день, при этом банк осуществляет всестороннюю поддержку: выезд на место ведения бизнеса, установку эквайринга и обучение персонала — все это бесплатно. Дальнейшее управление продуктами (например, изменение условий, добавление новых точек и так далее) осуществляется также через интернет-банк.

Обратная связь

Перемены во взаимоотношениях банков и клиентов-предпринимателей связаны не только с развитием технологий. Так, изменение экономических условий в стране способствовало переключению внимания с одних банковских продуктов на другие. Например, в последние пару лет заметно выросла популярность факторинга. Такая услуга позволяет продавцам товаров защититься от неплатежей, а покупателям — получить гарантию бесперебойных поставок даже при недостатке средств на счетах. Промсвязьбанк, имея десятилетний опыт предоставления услуги факторинга, безусловно, является одним из лидеров в этой сфере, а по доле рынка факторинга для малого и среднего бизнеса занимает первое место в России. По разработанной банком программе клиент в течение одного рабочего дня после отгрузки или выполнения работ получает финансирование в размере до 95% от уступленной задолженности.

Понимая всю важность этого инструмента для малого и среднего бизнеса, Промсвязьбанк и "Опора России" предложили внести в законы ряд изменений, которые будут способствовать развитию факторинга в России. В частности, внесение изменений в федеральные законы N44-ФЗ, N223-ФЗ и ст. 448 ГК позволит внедрить факторинг в закупочную документацию госзаказчика и снизить риски для участников факторинга госдолга. "Факторинг повысит финансовую доступность для МСП за счет уступки дебиторской задолженности госзаказчиков, а создание центральной электронной площадки для валидации госдолгов повысит транспарентность и снизит риски для всех участников госфакторинга",— заявил Александр Карелин, вице-президент--управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка. Развитию факторинга уделяет внимание и правительство. По мнению Александра Карелина, принятие Министерством финансов РФ инструкций о целевом использовании средств бюджета при оплате по факторингу высвободит оборотный капитал МСП, замороженный в госдолге. Вместе с "Опорой России" Промсвязьбанк регулярно проводит в регионах мероприятия для предпринимателей — такую возможность дает развитая филиальная сеть банка. Это обеспечивает обратную связь и позволяет быть в курсе актуальных потребностей малого и среднего бизнеса.

Мария Григорьева

Вся лента