Делят не на всех

Кто попадает в черные списки каршеринга

Каршеринговые компании обозначили круг нежелательных клиентов. Основные игроки столичного рынка создали свои черные списки. Кто из москвичей в них попадает? И не помешает ли такой метод росту пока еще нового бизнеса? Разбирался Андрей Загорский.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Всего недобросовестных водителей пока оказалось порядка 1,4 тыс. По отказным спискам пяти компаний, занимающихся каршерингом в Москве, они распределились неравномерно. Больше всего клиентов с подмоченной репутацией у Anytime – примерно 780 человек, BelkaCar насчитала их 260, «Делимобиль» – около 200, YouDrive – 150. Самый короткий список у Car5 – там всего 50 неблагонадежных клиентов.

Появление подобного реестра не стало неожиданностью. Услуги каршеринга в Москве стали предлагать пару лет назад. С тех пор успел сложиться перечень типичных нарушений со стороны клиентов в этой в сфере. В черные списки внесены — и будут включаться, так как списки будут корректироваться — в первую очередь те, кто попался на вождении в состоянии алкогольного опьянения или совершил попытку угона. Вандалы, портящие машины – еще одна категория, входящая в группу риска. Попадают в реестр также те, кто часто нарушает ПДД и кто не платит штрафы или делают это с опозданием.

Не для всех автолюбителей, угодивших в список неблагонадежных, закрыт навсегда доступ к услугам каршеринга, пояснил генеральный директор компании «Делимобиль» Станислав Грошов: «Если пользователь не оплатил вовремя штраф, то после внесения средств он вновь может пользоваться сервисом. Если же мы видим, что прошел длительный период времени, и человек не был более привлечен к ответственности за вождение в нетрезвом виде, то такого клиента мы также рассматриваем повторно. Мы стараемся не сотрудничать с водителями после актов вандализма».

«Черные списки» – это лишь одна из мер пассивной защиты, к которым прибегают каршеринговые компании. Также они пытаются отсеять потенциально проблемных клиентов еще до заключения договора. Смотрят и на возраст, и на стаж вождения, проверяют, не было ли у кандидата проблем с законом. Процент отказов в обслуживании у разных компаний сильно различается и может составлять от 3-5% до 15-18%. Для отсева используется самая разнообразная информация, находящаяся в открытом доступе, а также личные наработки сотрудников, сообщила сооснователь компании BelkaCar Екатерина Макарова: «К примеру, есть в Подмосковье какой-то маленький городок, где проживает четыре банды угонщиков. Нам выгоднее никого не принимать из этого населенного пункта, чем пропустить одного, и у нас уйдут машины. Уже есть статистика по таким людям. Мы уже поняли примерный портрет человека, который не платит, бьет и так далее».

Ограничивая круг возможных клиентов, каршеринговые компании, с одной стороны, минимизируют проблемы определенного рода, но с другой стороны, в какой-то степени ограничивают возможности для расширения своего бизнеса. В обозримом будущем популярность их услуг все же будет расти, полагает шеф-редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов: «Даже несмотря на все издержки, появление недобросовестных клиентов, проблемы с урегулированием спорных ситуаций при авариях и ухудшением транспортной ситуации в Москве, рынок пока будет расти. Где здесь равновесная точка – сказать сложно».

Согласно последним данным, число клиентов столичной системы каршеринга уже достигло полумиллиона человек. Тем временем на рынке задействовано немногим более 2000 машин. Так что услуга, скорее всего, будет востребованной. А значит, и черные списки пригодятся.

Компании пока не обмениваются сведениями о неблагонадежных клиентах, поскольку речь идет о персональных данных граждан.

В конце этого года на большинстве автомобилей столичной системы каршеринга должны появиться алкозамки. Они не позволят запустить двигатель без предварительной проверки водителя на алкотестере.

Вся лента