Курс на пре-образование

Краевые власти заявили о необходимости внедрения в образовательных учреждениях Прикамья электронных учебников. По мнению главы региона, это позволит повысить качество образовательных услуг. По замыслу чиновников, электронные учебники должны стать не просто PDF-версией бумажного носителя, а быть интерактивным подспорьем в обучении. Пока к переходу на новый формат работы готовы не все школы, однако некоторые образовательные учреждения уже пытаются работать с электронными учебниками.

8 июня, выступая перед депутатами законодательного собрания Пермского края с докладом о социально-экономическом развитии региона, врио губернатора Максим Решетников заявил о переподключении школ к высокоскоростному интернету. Необходимость данного шага глава региона обосновал переходом образовательных учреждений на «электронный контент»: «Это вопрос не только дневников и журналов. Надо переходить к электронным учебникам хотя бы в каких-то базах. Многие регионы идут вперед. На мой взгляд, задания и материалы на уроках должны быть в электронном виде». Глава региона заявил, что уже занимался проработкой этой темы и считает, что проект можно реализовать «без больших вложений». Экономическая модель дальнейшего развития проекта пока не раскрывается. «Может быть, потребуется какое-то переоснащение школ, конечно, по каким-то предметам — дополнительное оборудование, электронные доски и так далее. Такие проекты мы можем сделать как „пилоты“. А в целом, конечно, это еще и мощный способ улучшить обучение: так же как и в медицине — повысить качество образовательной услуги в отдаленных деревнях», — добавил Максим Решетников.

Как пояснили BG в краевом министерстве образования, каждая школа и семья сегодня самостоятельно выбирают, по каким учебникам им хочется обучаться. Электронный учебник должен стать дополнительной возможностью углубления и расширения знаний. «Мы рассматриваем учебники только как интерактивные, а не просто PDF-файлами. Поэтому задача, которую поставил перед нами губернатор, выглядит таким образом: либо подобрать, либо разработать, но внедрить такие учебники в школьную жизнь, чтобы они обеспечивали индивидуальную траекторию развития ребенка по каждому предмету», — пояснили специалисты.

По данным министерства, в крае уже есть успешный опыт внедрения электронных учебников по физике, по химии, русскому языку и геометрии. Начать планируется с тех предметов, которые нуждаются в интерактиве и в которых внедрение электронных учебников даст наибольший эффект.

Электронные «пилоты» То, что с 2015 года все школьные учебники с 1-го по 11-й классы должны иметь электронную версию, было закреплено поправкам в ФЗ «Об образовании». Примерно в то же время крупные федеральные издательства («Просвещение», «Азбука» и другие) начали собственные проекты по созданию моделей электронных учебников. Первые пилотные проекты по использованию электронных книг в школах были запущены в Челябинской, Новосибирской, Томской и Волгоградской областях, а также в Москве. В столице букридеры были приобретены за счет городского бюджета. По данным «Российской газеты», тогда стоимость первой партии устройств обошлась московским властям в $500 за штуку.

В Москве непосредственным стартом проекта внедрения электронных учебников можно считать проведенный департаментом информационных технологий в конце 2013 года конкурс на НИОК­Р по созданию общегородской образовательной платформы. Стоит отметить, что пермский IT-разработчик — компания «Прогноз» — в 2014 году стал победителем конкурса столичного департамента информационных технологий по модернизации созданного в ходе НИОКР ядра платформы электронных образовательных материалов. Стоимость работ составила 44,2 млн руб.

Как сообщили BG, в департаменте образования Москвы сегодня внедрение электронных учебников является частью проекта «Московская электронная школа». Проект направлен на максимально эффективное использование IT-технологий и сервисов для улучшения качества образования. После двух лет апробации в шести пилотных школах города проект внедрен во все образовательные организации столицы. Кабинеты оснащены новыми интерактивными панелями (интерактивными досками) и ноутбуками для учителей. Расширена зона покрытия и качество школьной беспроводной сети Wi-Fi. Это позволяет учителям и ученикам иметь доступ ко всем сетевым ресурсам и материалам.

В рамках «Московской электронной школы» создана общегородская библиотека электронных образовательных материалов, которая представляет собой облачную интернет-платформу, содержащую все необходимые образовательные материалы: оцифрованную художественную литературу, электронные учебники, учебные пособия, созданные учителями московских школ, шесть томов электронной хрестоматии, а также медиаресурсы — образовательные ролики, видеообъяснения от педагогов, предметные лаборатории, интерактивные тесты. Разработано и внесено в платформу 32 640 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1-го по 11-й классы. В системе опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5–11-х классов.

Электронный учебник: быть или не быть? В краевой столице вопрос создания электронных учебников начал обсуждаться еще в 2007–2008 годах. К проекту планировалось привлечь компанию «ЭР-Телеком». Но тогда вопрос так и остался на стадии обсуждения. В 2014 году задача внедрить электронные учебники в школах Перми к 2030 году была включена в стратегию развития системы образования. Согласно документу, к отчетному году у каждого учащегося должен появиться собственный девайс, то есть планшет.

Некоторые пермские школы самостоятельно переходят к электронным учебникам. Так, в МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства в Перми» каждый учащийся имеет свой девайс. «В чистом виде электронных учебников, о которых говорит Максим Решетников, у нас нет. Мы работаем с учебниками в формате PDF, которые выложены для удобства ребят на сайте школы. Вообще-то мы предоставляем бумажные учебники на уроках в школе. У каждого ребенка есть свой планшет или гаджет», — рассказывает директор школы бизнеса и предпринимательства Ирина Горбунова. По ее словам, изначально практика перехода на электронные устройства была вызвана необходимостью разгрузить рюкзаки ребят, которые обучаются в классах полиции и постоянно выезжают на различные сборы. «Такая практика сегодня транслируется на всю школу. Нам не приходится ежегодно закупать новую линейку учебников, которые быстро устаревают, и тратить огромную сумму», — рассказывает госпожа Горбунова. Планшеты для учащихся закупают родители. Школа со своей стороны предъявляет системные требования к устройствам.

Собеседники BG говорят, что в Пермском крае еще нет «продвинутых» версий электронных учебников, которые были бы связаны с интерактивной доской учителя и планшетом ученика по примеру московских школ.

Директор МАОУ «Гимназия №7» Дмитрий Поносов уверен, что пермские школы рано или поздно перейдут на формат электронных учебников. «Электронных учебников в нашей гимназии нет. Но с точки зрения использования бюджетных средств, я думаю, применение электронных учебников более эффективно. Развитие современного общества показывает, что технологии начинают присутствовать во всех сферах нашей жизни, — говорит Дмитрий Поносов. — В перспективе я не уверен, что надо будет полностью отказаться от бумажных носителей. Традиционные бумажные учебники уже есть в школах. Отказаться — к этому учителя, родители и даже дети не готовы». Директор гимназии №7 также напомнил, что существуют санитарные правила и нормы, которые обязана соблюдать каждая школа при работе с электронными устройствами. Электронные учебники можно использовать в школе не более 15–20 минут. «Работу с электронными учебниками можно комбинировать с традиционными вариантами выполнения заданий на уроке: либо с помощью обычных учебников, либо же задания могут быть распечатаны на бумаге», — полагает Дмитрий Поносов.

Директор МОУ «СОШ №9 им. А. С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» Наталья Курдина рассказала, что школа до сих пор не решилась перейти на электронные форматы учебников, в том числе в связи с отсутствием необходимого количества планшетов. «Использовать ученические гаджеты как носители для работы с электронным учебником мы пока не решились. Нужна открытая дискуссия с участием медиков, которые должны четко и однозначно нам сказать о том, нужно ли беспокоиться за глаза и здоровье детей», — говорит Наталья Курдина. Она также отметила, что другой причиной отказа от электронных учебников школой №9 является отсутствие достойных аналогов по профильным предметам: «Наша ответственность перед пермским сообществом связана с программами углубленного изучения предметов физико-математического цикла. Электронных учебников, которые могли бы заменить бумажные учебники, на сегодняшний день нет. У нас есть собственные авторские разработки в направлении информационных технологий и экзаменирования».

Электронные учебники vs интер­активные платформы В городском департаменте образования полагают, что электронный учебник должен стать не только «читалкой» для ребенка, но и цифровой лабораторией. Как следует из стратегии развития образования до 2030 года, в дополнение к планшетам школьники должны научиться пользоваться микрофоном, GPS и датчиками для сбора данных из окружающей среды. В качестве примера департамент образования Перми приводит GlobalLab — платформу для создания исследовательского проекта, которая в том числе позволяет публиковать результаты исследований в виде инфографики. Идея в том, чтобы объединить школьников в виртуальной лаборатории с единой базой данных, в которой они смогут совместно работать над научными проектами, делиться наблюдениями и результатами.

Ряд образовательных учреждений уже имеют собственные интернет-ресурсы, где выкладывают образовательный контент для школьников. Так, например, для учащихся гимназии №7 открыт доступ для электронной системы дополнительного образования. Образовательная платформа фактически представляет собой сайт, на котором после авторизации школьникам доступны аудиовизуальные материалы по курсам истории, обществознания, русского языка, географии. В 2013 году рядом школ Перми была запущена платформа SELF-TEST. Сейчас ее возможности используют школы №127 и №132, гимназия №33, Пермское суворовское военное училище. Платформой также пользуется Региональный институт непрерывного образования при Пермском государственном национальном исследовательском университете, есть два пилотных проекта в Москве.

Городских чиновников поддерживают разработчики программного обеспечения. По мнению руководителя адаптивной образовательной платформы SELF-TEST.RU и адаптивной системы управления обучением Brainoom Дмитрия Чикулаева, отсканированный PDF-файл, который закачивается на планшет, — самый простой и дешевый способ внедрения электронного учебника. «На мой взгляд, электронный учебник должен быть сложнее c мультимедиаконтентом, с инструментами для преподавателей, которые автоматизируют их рутинные действия», — считает Дмитрий Чикулаев. Другая сторона вопроса — разработка специального программного обеспечения, которое устанавливается на компьютеры и планшеты школьников. По его словам, опыт других регионов показывает, что после закупки ПО оно не всегда оказывается востребованным: «Со слов работников образования, встречаются случаи, когда такие программы не используют, поскольку на практике они н­еудобны в использовании».

Адаптивная система обучения SELF-TEST в этом смысле не похожа на учебник как таковой, со строгим набором текстов и заданий: «Традиционный учебник формируется в окончательном виде, и дальше он лишь поддерживается, а преподаватели влиять на него не могут. Мы же все-таки за концепцию, когда преподаватели могут сами формировать содержательную базу». Компания также занимается внедрением адаптивной системы управления обучением Brainoom, которая представляет собой интернет-платформу. «У каждого учебного заведения есть свой адрес, своя точка входа. В системе могут зарегистрироваться учащиеся, их родители, преподаватели и руководство образовательного учреждения. Система позволяет загружать учебные материалы, проверочные работы, тестовые материалы. Таким образом формируется база учебных материалов, база знаний и умений, которые ученику предстоит усвоить. Учителя могут взаимодействовать между собой в рамках нескольких школ, анализировать работу друг друга, пользоваться материалами коллег. В процессе работы они смогут что-то видоизменять, совершенствовать, улучшать то, что считают нужным. Система сама будет эволюционировать и помогать выбирать качественный учебный материал, качественные вопросы и задания для учащихся. Тем самым программа сможет учесть все уровни знаний», — рассказывает Дмитрий Чикулаев.

По его словам, главное, чтобы установка на разработку электронных учебников не была пиар-ходом властей. «Электронные учебники делаются ради того, чтобы они были в принципе. Я считаю, что от электронных образовательных технологий должна быть польза», — уверен господин Чикулаев. Он считает, что пока не во всех школах преподаватели готовы использовать электронный контент: «Зачем ему что-то менять, если и так все хорошо получается? Молодым педагогам легче менять подходы к обучению, экспериментировать. Нужно искать баланс между педагогами, которые давно в системе и которые недавно пришли».

ВАЛЕНТИНА ЕФРЕМОВА

Вся лента