Без подзарядки

Станет ли в России больше электрокаров

Правительство заинтересовалось электрозаправками. Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил профильным ведомствам создать зарядную инфраструктуру для электромобилей. По прогнозам Министерства энергетики, к 2020 году рынок электрокаров в России должен составить 200 тыс. машин. Насколько эти планы реалистичны? Выясняла Аэлита Курмукова.

Фото: Иван Буранов, Коммерсантъ

Число электрических автомобилей по всему миру перевалило за 2 млн, удвоившись за полгода. Они занимают 0,2% от всего мирового автопарка. Треть из них ездят в Китае. В России, по данным компании «Автостат», на 1 января 2017 года насчитывалось всего 920 электрокаров. 65% из них приходятся на Nissan Leaf и Mitsubishi i-MiEV, чуть меньше 20% рынка занимает Tesla Model S. И если в США, Европе и КНР растет число владельцев электромобилей, то у нас сокращается, в том числе из-за курсовой разницы. К примеру, в Китае при покупке такого ТС государство субсидирует владельцу около $8 тыс. До кризиса 2014-го Tesla в России стоила 5-6 млн руб., сейчас — 12 млн руб.

Без поддержки государства развитие рынка электрокаров в России невозможно, считает генеральный директор компании «Электромобили+» Олег Тимашев: «Самый дешевый Mitsubishi i-MiEV стоит больше 1,3 млн руб. Это сугубо городской автомобиль с запасом хода 150-170 км. Понятно, что в России пока нет развитой инфраструктуры для такого вида транспорта. Получается замкнутый круг: для электрокаров нет условий, потому что в стране мало таких автомобилей, а больше их не станет, пока нет инфраструктуры».

Правительство заинтересовалось, но пока только вопросами проектирования электрозаправок. Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил профильным ведомствам создать зарядную инфраструктуру. Срок исполнения поручений — до 25 октября этого года. Как говорят опрошенные «Коммерсантъ FM» эксперты, скорее всего, это делается под электробусы, которые хотят пустить в Москве.

Что касается личного транспорта, имеющиеся заправки в Москве просто неудобные, считает директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Перцовский: «Не представляю, как кто-то будет час стоять на обычной заправке и ждать, пока зарядится электрокар. Если мы говорим про личный транспорт, то важнее ставить зарядки около мест парковки, чтобы можно было ее оплачивать по карте. В принципе, можно за час «заправиться». Вот в гольф-клубе «Сколково», который принадлежит Роману Абрамовичу, электромобиль можно быстро зарядить».

Владельцы электрокаров в России заряжаются на заправках компаний МОЭСК, есть также станции под брендом EMI. Проще всех заряжаются владельцы Tesla. Они обходятся стандартной розеткой в загородном доме или в офисе. В мире есть примеры популяризации электротранспорта, так что Россия могла бы перенять этот опыт, отметил основатель клуба основатель московского Tesla-клуба Андрей Врацкий.

«К примеру, можно взять улицу Большая Бронная, на которой парковок почти нет. Если отвести отдельное место под стоянку и зарядку электрокаров, то это вызовет возмущение людей. Тем более использоваться оно будет очень редко — такой транспорт встречается нечасто. То есть все упирается в вопрос цены, — пояснил он. — Можно пойти по пути Норвегии, в которой власти чуть ли не полстраны пересадили на электромобили. Там 0,2% ВВП в год тратится на электрификацию».

Стоит отметить, что некоторые меры господдержки все же имеются — до 31 августа 2017 года отменена ввозная пошлина на электрокары. В Москве и Санкт-Петербурге предусмотрена бесплатная парковка для таких машин, а Московская область отменила транспортный налог для электромобилей. Но пока стоимость электрокаров не снизится, развивать инфраструктуры, как говорят эксперты, нет смысла.

В Стратегии развития автомобильной промышленности России на ближайшие три года электромобили упомянуты как перспективное направление наряду с беспилотниками и газомоторной техникой. По словам аналитиков, электрокары могут занять 10% от общего числа продаж только в том случае, если станут более доступными по цене.

Вся лента