Распродажа конфиската

Как на рынок попадает изъятая у преступников криптовалюта

В Южной Корее пройдет первый аукцион по продаже конфискованных биткойнов. По данным Seoul Economic Daily, на торги будет выставлено 216 единиц криптовалюты — более $0,5 млн по текущему курсу. Хотя реализованы биткойны будут по цене ниже рыночной. Как происходит конфискация криптовалюты у преступников? И почему власти согласны на дисконт? Выяснял Алексей Соколов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Для технически продвинутой Южной Кореи аукционы конфискованной криптовалюты в новинку, грядущий будет первым. При этом в ряде стран мира такой опыт уже имеется. Например, в США с 2011 года работала анонимная торговая интернет-площадка Silk Road – «Шелковый путь». Сайт был своеобразным полулегальным аналогом черного рынка: там за биткойны можно было приобрести наркотики, которые составляли 70% оборота площадки, а также другие запрещенные товары. При этом у Silk Road были и свой кодекс чести — например, было запрещено выставлять на продажу детское порно, персональные данные или, скажем, услуги киллера. Но в 2013 году сайт закрыли, владельца Росса Уильяма Ульбрихта приговорили к пожизненному заключению, а биткойны, арестованные в рамках уголовных дел, выставили на продажу через аукцион.

Теперь инициативу подхватила Южная Корея. Криптовалюту изъяла местная полиция в ходе расследования деятельности «непристойного сайта».

Современная полиция идет в ногу со временем и ставит знак равенства между реальными деньгами и криптовалютой, считает президент Biolink Technologies Евгений Черешнев. «Криптовалюта — это новый прецедент с точки зрения слияния интернета и реального мира. Полиция делает аукцион криптовалюты, потому что они вломились в офис, нашли кучу контрафактной продукции – допустим, медийной, — и поняли, что на компьютерах хранятся деньги. Представьте, есть рынок «Горбушка» 90-х, где куча CD-дисков, полицейские вламываются, видят эту кучу, а рядом лежит мешок с деньгами. Вот это то же самое произошло. И полиция Кореи сделала правильный выбор — они просто пришли и поняли, что на компьютерах обнаружили, по сути, аналог чемодана с деньгами».

После дела о «Шелковом пути» через аукцион реализовали более 27 тыс. биткойнов, что на тот момент составляло почти $18 млн. У корейцев объемы более скромные — всего 216 монет, но по нынешнему курсу – более $0,5 млн. Продавать их будут, правда, по цене ниже рыночной. На этот шаг правительство идет сознательно, полагает координатор сообщества «Инновационная общественность» Ярослав Греков: «Правительство, получив достаточно большое количество биткойнов, учитывая, что в Южной Корее очень сильный рынок на биткойн — местная цена в среднем на местных биржах на 30% выше, чем мировая — соответственно, проводит аукцион, чтобы избавиться от этого биткойна. Им, чтобы продать это, надо как-то стимулировать спрос».

На арест владельца Silk Road и последующий аукцион биткойнов в США рынок криптовалют, обычно не замечающий такие события в мире, отреагировал — первые часы после публикации новостей курс рухнул со $124 за единицу до $82, потом началось постепенное восстановление.

Корейский аукцион рынки, скорее всего, не заметят из-за объёма продаваемых монет, резюмирует блокчейн-консультант Денис Смирнов: «Зависит от того, какой объем биткоинов реализуется за аукцион. Обычно, если распродается достаточно большое количество — несколько тысяч, — то тогда закупка идет финальная по достаточно высокому курсу. Это может сыграть положительно на курсе в целом. Объем в 216 биткоинов не отразится вообще никак».

Корейская государственная компания по управлению активами, которая будет проводить аукцион, отметила, что мероприятие для страны новое, и сравнила его с распродажей акций, которые выросли в цене.

Подобные аукционы проводятся на условиях анонимности, но победитель имеет возможность раскрыть свою личность, если пожелает это сделать.

Вся лента