Компанейская стратегия

Будет ли эффективен новый подход к сбору дивидендов

Правительство придумало, как собрать дивиденды с госкомпаний по максимуму. Новый, дифференцированный подход к сбору выплат разработало Минэкономразвития, пишет газета «Ведомости». Сейчас госкорпорации обязаны отчислять на дивиденды 50% чистой прибыли, но для некоторых игроков делаются исключения.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ведомство Максима Орешкина намерено рассчитывать выплаты отдельно для тарифных монополий, госкомпаний с большими инвестпрограммами и госбанков. Подробности — в справке «Коммерсантъ FM».

Сейчас тарифы монополий, таких как РЖД и «Транснефть», должны покрывать расходы на инвестиции. Минэкономразвития предлагает сразу брать в расчет и дивиденды — вознаграждения акционерам будут включаться в ставку тарифа. Ведомство также настаивает на аудите инвестиционных программ госкомпаний. Планы корпораций будут оценивать независимые эксперты. На основе их выводов правительство определит рекомендуемый размер дивидендов.

Выплаты от госбанков предлагают связать с новым нормативом достаточности капитала, который сейчас разрабатывают Минэкономразвития и ЦБ. Если собственные средства кредитной организации превысят ориентир, то любая прибыль должна идти на вознаграждение акционеров.

Позволит ли новый подход Минэкономразвития собрать больше дивидендов с госкорпораций?

Заместитель гендиректора управляющей компании «Капиталъ» Алексей Белкин считает, что единая ставка отчислений для всех игроков неэффективна. Но гарантий, что сумма сборов повысится, нет.

«Есть логика в том, чтобы разбивать компании на разные группы с точки зрения определения оптимальной пропорции чистого дохода, с которого потом выплачиваются дивиденды. Тарифные монополии явно пользуются защищенной бизнес-средой для того, чтобы зарабатывать деньги. Компании, которые, например, строят трубопроводы, конечно же, не могут в той же мере платить дивиденды. Конечно, дифференцированный подход оправдан, — заметил он. — Но я не знаю, насколько это поможет повысить собираемость дивидендов. Госкомпании, достигшие в России очень большого размера, представляют интерес для многих ведомств. Остается очень мало механизмов рыночного регулирования дивидендных выплат и одобрения инвестиционной политики корпораций. Поэтому ведомства пытаются разобраться между собой, что важнее».

Государство уже имеет все инструменты для сбора дивидендов с госкомпаний, но изначально ставит нереалистичные планы, уверен партнер КПМГ Антон Усов.

«Новый подход — это дополнительная бюрократизация процесса. Госкомпании, о которых мы говорим, — это публичные акционерные общества. Механизмы, связанные с их публичностью, прописаны в законодательстве. Поэтому государство, имея представителей в совете директоров, может уже сейчас провести любые удобные ему дивидендные выплаты, — подчеркнул он. — Кроме того, не очень понятно, что такое аудит инвестпрограмм. Значит ли это, что менеджменту будут указывать, куда лучше вкладывать деньги? Мне кажется, это вызовет уже вопросы у руководства компаний. Ничто не мешает улучшить точность прогнозов, связанных с дивидендными выплатами, и заложить в бюджет согласованные и обоснованные цифры».

В этом году Минфин рассчитывал получить в бюджет более 480 млрд руб. в виде дивидендов от госкомпаний. Но, по данным Счетной палаты, план выполнен только на 58%. Казна недосчитается 205 млрд руб.

Юлия Кошкина

Вся лента