Потери голоса

Что ждет «МегаФон» после нового сбоя

Во вторник абоненты «МегаФона» снова лишились связи. Оператор сообщил о проблемах с отправкой SMS и звонками – вместо гудков в трубке была просто тишина. Трудности испытывали и клиенты оператора Yota, который работает на той же инфраструктуре.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Ближе к вечеру «МегаФон» заявил о частичном возобновлении обслуживания. Говорить о причинах сбоя пока рано, заявила «Коммерсанъ FM» руководитель пресс-службы оператора Юлия Дорохина: «В Москве и нескольких других городах, включая Нижний Новгород, наблюдались временные сложности с голосовой связью от «МегаФона». Снижение успешности дозвона было порядка 30%. Специалисты проводили работы. На данный момент практически вся сеть восстановлена, могут наблюдаться небольшие сложности с дозвоном, но при этом мобильный интернет работает в штатном режиме».

Для «МегаФона» этот крупный сбой в работе стал вторым за месяц — предыдущий произошел 19 мая. А за неделю до этого несколько сотен тысяч компьютеров по всему миру оказались заражены вирусом WannaСry. Программа шифровала все файлы пользователя и просила выкуп в $300 в биткойнах. В том числе пострадали и компьютеры сотрудников офиса мобильного оператора, но в «МегаФоне» тогда пояснили, что проблема со связью спустя неделю была связана не с вирусом, а с ошибкой программного обеспечения в оборудовании компании HP. Нынешние неполадки, скорее всего, также связаны с программным сбоем, считает ИТ-эксперт Александр Баулин: «Вирус WannaCry требовал деньги от пользователей. Считается, что атака на серверы Sony – месть северокорейских хакеров за фильм о правительстве КНДР. Кто может заказать подобную атаку на оператора? Конкуренты? Это чревато последствиями. Другое правительство? Это практически объявление войны. Думаю, это программно-аппаратный сбой, связанный с неполадками в оборудовании».

Через несколько дней после майского сбоя оператор представил три вида компенсации для абонентов. Каждому пострадавшему клиенту предлагали 50 минут голосовой связи и гигабайт трафика, два гигабайта трафика или же бесплатный просмотр фильма «Притяжение» на сайте оператора. В пресс-службе «МегаФона» отметили в беседе с «Коммерсантъ FM», что говорить о компенсациях за новый сбой пока рано.

Как реагируют на проблемы со связью сами абоненты?

В социальных сетях, помимо шуток о сбое, пользователи обсуждают возможности приобретения второй SIM-карты или смены мобильного оператора. «Каждый такой момент негативно влияет на репутацию. Если вдруг у какого-то сотового оператора произойдет сбой на неделю, то мы увидим серьезную миграцию абонентов. Последствия таких неполадок – потеря тысяч, может быть, десятков тысяч пользователей. Это капля в море. Но репутация «МегаФона» сдвигается ближе к красной зоне. Повторение сбоев может дать конкурентам несколько дополнительных процентных пунктов в доле рынка», — отметил управляющий партнер венчурного фонда LETA Capital Александр Чачава.

Как показывает практика, сбои в работе операторов связи поднимают уровень цифровой грамотности абонентов. При отсутствии голосовой связи и наличии интернета они больше пользуются IP-телефонией и мессенджерами. Такой подход, по словам аналитиков, может негативно сказаться на заработке компании: клиенты могут быстрее отказываться от традиционной голосовой связи.

Алексей Соколов

Вся лента