«Музыка мира» вышла из-за туч

Зрители одного из самых массовых мероприятий Платоновфеста не испугались дождя

11 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств в третий раз прошел однодневный open-air в спорткомлексе «Белый колодец» под Воронежем. Многочисленных зрителей не испугала непогода, которую обещали синоптики на время выступления музыкантов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Мероприятиям фестиваля на открытом воздухе в этом году крайне не везет с погодой: из-за ливня в Event-Hall перенесли концерт «Посвящение Гершвину», который изначально должен был пройти в Зеленом театре Центрального городского парка, книжная ярмарка открылась на пять часов позже положенного (шатры начали устанавливать слишком поздно). Опасения вызывала и «Музыка мира» в «Белом колодце», на время которой синоптики обещали дождь и холод. Но организаторы решили не переносить мероприятие под крышу, и риск во многом оправдался. Хоть солнце и скрылось под тяжелыми тучами, дождь так и не пошел, а благодаря холодной погоде работавшие на фестивале рестораторы, очевидно, перевыполнили план по выручке.

Первым выступил норвежский дуэт Arvvas. Похожий на Билли Новика контрабасист Стейнар Ракнес пел грустные джазовые и блюзовые песни, его поддерживала одетая в традиционный праздничный норвежский костюм Сара Мариэль Гауп. То, что многие слушатели восприняли как «подвывание», на самом деле – одна из древнейших в Европе музыкальных традиций, йойк, саамское горловое пение, которое еще сохранилось в некоторых регионах Норвегии, Финляндии и России. Наложенный на контрабас йойк звучал медитативно. Эти напевы могли бы долго оставаться в головах слушателей, если бы на сцену не вышла гамбийка Сона Джобартэ – ее выступление оказалось самым зажигательным.

Поверх мощной ритм-секции (ударные, бас-гитары, африканские барабаны) наряду с гитарой звучала кора, африканская родственница лютни и арфы. Сона Джобартэ — выходец из одной из тех пяти семейств гриотов в Западной Африке, которые имеют право играть на коре. Госпожа Джобартэ пошла против вековых африканских традиций – она первая женщина, которая начала играть на коре, и одна из немногих исполнителей, кто противится запрету на запись этого инструмента.

Горячие африканские ритмы сменили прохладные исландские мелодии. В группу Hjaltalín объединились музыканты самого разного толка: кто-то играет джаз, кто-то современную классику, кто-то фолк-рок. Из этой коллаборации, впрочем, выходит обычный инди-рок на английском языке – с легкой гитарой, ненавязчивыми ударным, электронным басом и многочисленными сэмплами, – в котором от традиционной исландской музыки по сути ничего и нет. Идеологу группы Хегни Эгильссону достаточно одного вокала, чтобы держать аудиторию и вызывать у слушателей образы далекой Исландии.

Завершала open-air японка Майя Бару, представившая, пожалуй, наиболее авангардное совмещение стилей. Владея редкой техникой горлового пения, она исполняет японские народные и авторские песни под электронную танцевальную музыку. Так как выступление Майи Бару началось примерно в 22.30, многие, послушав пару песен, поспешили домой. И хотя в этот раз «Музыка мира» в «Белом колодце» собрала несколько тысяч слушателей, по примерным подсчетам корреспондента «Ъ» аудитория все же была меньше, чем в прошлом году. И дело здесь не только в плохой погоде.

«Музыка мира» – одно из немногих мероприятий, которое гарантированно приносит в кассу Платоновфеста прибыль. Срабатывает кумулятивный эффект: по отдельности эти группы не собрали бы столько народа. Да и билеты можно купить прямо на входе: театры и концертные залы не могут вместить всех желающих. Но специфика фестивального формата в том, что должен быть заявлен хедлайнер, на которого в основном и поедут люди. Такого организаторы Платоновского фестиваля за все три года так и не предложили. Только в первый год в «Белом колодце» играли хоть немного знакомые слушателями Mgzavrebi и Ясмин Хамдан. Последние годы аудитории предлагался, по большому счету, кот в мешке. Изменит ли подход к подбору участников дирекция Платоновфеста, покажет уже следующий фестиваль.

Антон Матвеев

Вся лента