Москва обещает скупить электробусы

если в России научатся их делать

Москва готова закупать у российских автоконцернов по 300 электробусов в год по контракту жизненного цикла, сообщил мэр столицы Сергей Собянин. Созданный в пятницу Национальный консорциум развития автономного, подключенного, электрического транспорта, в который вошли профильные ведомства, мэрия Москвы и крупные российские холдинги, должен будет организовать серийное производство электробусов. Но контракты жизненного цикла пока в отечественной практике редки, их стоимость высока, а Москва, по мнению экспертов, предлагает в подобных схемах довольно жесткие контрактные условия.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В пятницу глава Минпромторга Денис Мантуров, министр транспорта Максим Соколов, глава Минэкономики Максим Орешкин и мэр Москвы Сергей Собянин на ПМЭФ-2017 подписали меморандум о создании Национального консорциума развития автономного, подключенного электрического транспорта. Помимо мэрии и ведомств, учредителями выступили «Ростелеком», «Россети», КамАЗ, «Соллерс» и другие компании. Цель консорциума — разработка и организация производства электробусов и других видов электротранспорта и развитие российского рынка автономного электротранспорта.

После начала серийного производства электробусов Москва готова заключить с российскими производителями контракт жизненного цикла (КЖЦ) сроком на три-пять лет на поставку 300 таких машин ежегодно. При этом производитель возьмет на себя сервисное обслуживание электробусов в течение семи лет.

КЖЦ в российской транспортной отрасли применяются нечасто, наиболее известный прецедент — закупка Московским метрополитеном вагонов метро у «Трансмашхолдинга» (ТМХ) в рамках программы мэрии Москвы по обновлению старых электропоездов. Проект предусматривает поставку и сервисное обслуживание вагонов в течение 30 лет. Метрополитен заключил в 2014 году со структурами ТМХ два контракта: на поставку 664 вагонов в 2014–2017 годах стоимостью 144 млрд руб. и 768 вагонов в 2017–2020 годах стоимостью 130,9 млрд руб. При этом ТМХ потребовалась господдержка: еще в 2014 году холдинг запрашивал субсидирование процентов по кредитам, объясняя это тем, что муниципалитет заложил в условия конкурса слишком низкую ставку. ВЭБ согласился принять участие в кредитовании, однако стороны уже год не могут договориться о его условиях.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров поясняет, что в среднем в транспортной отрасли стоимость нового изделия сопоставима со стоимостью сервиса производителя в течение 15–20 лет в зависимости от типа. При этом экономия на сервисе, как правило, сокращает срок службы и приводит к простоям и снижению экономической эффективности. Он также отмечает, что Москва, как правило, предлагает гибридный тип контракта, совмещающий в себе КЖЦ и лизинг и предполагающий рассрочку платежа. Именно этим, говорит эксперт, и объясняется то, что ТМХ потребовалась привлечение ВЭБа в качестве партнера для выполнение КЖЦ.

Наталья Скорлыгина

Вся лента