«Этого здания не должно быть видно»

Архитекторы Екатеринбурга раскритиковали проект здания ФСБ

Штаб-квартиру управления ФСБ по Свердловской области в центре Екатеринбурга ждет глобальная реконструкция, предусматривающая увеличение этажности. Соответствующий проект рассмотрел архитектурно-градостроительный совет города и отправил его на доработку. Большинство экспертов посчитало необходимым «растворить» объект в существующей застройке и сделать его незаметным, указывая на специфику работы ФСБ. Необходимость перестройки здания в управлении объяснили служебной необходимостью, засекретив все его параметры.

Проект реконструкции административно-технических зданий УФСБ по Свердловской области, расположенных в квартале улиц Вайнера — Антона Валека — Маршала Жукова — проспект Ленина, представила членам городского градсовета проектная мастерская ООО «Нартекс». «Строительство предполагает поэтапный снос существующего комплекса зданий с постепенной застройкой территории. В квартале располагается четыре объекта культурного наследия, для которых разработаны охранные зоны. Общая площадь объекта около 50 тыс. кв.м», — сообщил архитектор проекта Михаил Амельяненко. Предполагается, что по улице Вайнера этажность здания будет переменной — от пяти до восьми этажей, в глубине квартала — до 20 этажей. Фасад выполнен в коричневом и белом цветах. Другие параметры авторы проекта раскрывать не стали.

Члены градсовета в первую очередь поинтересовались наличием парковки «Кажется нерешенным вопрос с парковками. Сколько у вас сотрудников, какой штат?» — попытался выяснить руководитель Главархитектуры администрации Екатеринбурга Андрей Молоков. «Я не располагаю такой информацией по понятным причинам. Давайте сделаем запросы в соответствующие инстанции», — предложил Михаил Амельяненко. Позже выяснилось, что у здания уже есть одноуровневая подземная парковка.

Неожиданно в разговор архитекторов вклинился глава Екатеринбурга Евгений Ройзман: «Я не эксперт, спрашиваю как человек, который здесь родился и вырос. Архитектура обязательно должна быть похожей на тюремный замок, такой давящей?». Представители УФСБ на вопрос градоначальника отвечать не стали, сообщив Евгению Ройзману о том, что это его субъективное мнение.

Члены градсовета живо интересовались функционалом здания ФСБ. «В фильме „Семнадцать мгновений весны” Сталин про свои спецслужбы сказал: „это скромные люди, которые честно делают свою работу”. Я бы вынес это в качестве эпиграфа к проекту. Но представленный проект — не здание спецслужбы. Его не должно быть видно. Это здание „большого брата”, нависшего над всеми», — заявил архитектор Владимир Каганович. Его поддержал господин Молоков, предложивший скрыть здание. «Этого здания не должно быть видно, оно должно растворяться и не иметь акцентов», — сказал он.

Архитектор Григорий Мазаев попытался выяснить, почему площадь проекта увеличилась почти в четыре раза. Оказалось, что более десяти лет назад уже существовал проект реконструкции здания ФСБ. «Тогда площадь была 15 тыс. кв.м. Что с ним произошло? Почему он так вырос?» — спросил господин Мазаев. Председатель градсовета Михаил Вяткин возразил, что «это не наш вопрос». Но господин Мазаев продолжил критиковать проект. «Какую картинку мы видим с площади 1905 года? Тут торчит красная башня. Учитывая неоднозначность роли спецслужб в нашей истории, вы хотите, чтобы это назвали „кровавой” башней? Все это неприемлемо», — возмутился он.

«Чего мы так боимся, почему мы должны скрывать это здание? Его надо усиливать. Управление ФСБ заслужило, чтобы его было видно, — начал выступление господин Вяткин. — Но сегодня представительности нет. Нужно переделать высотность, разноцветность. Если здание будет спокойным и солидным, то от этого выиграют и окружающие памятники, и само управление». Он предложил представителям УФСБ двигаться в том же направлении и вернуться на градсовет с переработанным проектом.

В пресс-службе УФСБ комментировать внутреннее наполнение здания отказались, а необходимость реконструкции объяснили «служебной необходимостью».

Юлия Позднякова

Вся лента