Модель не клеится

В правительстве не решили, как развивать рынок на железных дорогах

Как выяснил "Ъ", правительству в очередной раз не удалось согласовать ключевой документ железнодорожной отрасли — целевую модель рынка грузоперевозок. В среду на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича из-за разногласий между ведомствами ОАО РЖД и участниками рынка было решено опять направить проект модели на доработку — по неофициальным данным, до конца года. При этом группу разработчиков, ранее возглавлявшуюся Минэкономики, усилили Минтрансом. Это, возможно, позволит разработать более сильный документ.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

В среду, 24 мая у вице-премьера Аркадия Дворковича состоялось совещание по целевой модели рынка (ЦМР) железнодорожных грузоперевозок, которое, по информации источников "Ъ", должно было поставить точку в согласовании позиций по ЦМР и стать финальным (см. "Ъ" от 22 мая). Но финальным оно так и не стало. По словам ряда участников совещания и собеседников "Ъ", знакомых с ходом обсуждения, было принято решение в очередной раз отправить ЦМР на доработку. Срок нового рассмотрения неясен, в секретариате господина Дворковича пояснили, что он будет определен протоколом межведомственной рабочей группы, но два собеседника "Ъ" полагают, что это конец 2017 года.

Также, по данным собеседников "Ъ", в разработке ЦМР более активное участие будет принимать Минтранс. Ранее ответственным ведомством было Минэкономики, которое и готовило проект модели. Теперь, говорит один из источников "Ъ", из-за того что консенсус по ключевым положениям ЦМР так и не был найден, Минтранс выступит своего рода медиатором, что в итоге будет оформлено как совместная ответственность с Минэкономики за модель.

Как пояснили "Ъ" в аппарате Аркадия Дворковича, Минтрансу как отраслевому регулятору, отвечающему за транспорт в целом, необходимо доработать развилки, которые есть в целевой модели. "Кроме того, министерство должно увязать ЦМР с долгосрочной программой развития ОАО РЖД, а также с другими транспортными отраслями",— говорит представитель вице-премьера. По итогам доработки, добавляют в аппарате, органы власти должны внести согласованную позицию. В работе над ЦМР продолжат принимать участие все заинтересованные ведомства. В ОАО РЖД, Минэкономики и Минтрансе комментариев не дали.

Согласовать ЦМР пытаются с 2015 года. Основные элементы существующего проекта, предложенные Минэкономики,— эксперимент с введением локальных перевозчиков, выделение локомотивной составляющей в тарифе ОАО РЖД, обособление инфраструктурной и перевозочной деятельности в рамках монополии, долгосрочный тариф для ОАО РЖД в обмен на исполнение им заданных показателей эффективности и др. (подробнее см. "Ъ" от 22 мая).

По информации собеседника "Ъ", знакомого с ходом совещания, основные разногласия касались трех положений новой модели. Первое — создание локальных перевозчиков на базе собственных поездных формирований (ОАО РЖД против этого, так как считает, что локальные конкуренты заберут у монополии порядка 20% самых доходных маршрутов). Второе — установление ограничений на выдачу номеров на новые вагоны, что должно предотвратить возникновение профицита парка. Против этого возражали Совет потребителей услуг ОАО РЖД и Минпромторг. Третье — выделение локомотивной составляющей, не устраивающее ОАО РЖД. Ранее топ-менеджмент монополии пояснял, что считает такое выделение первым шагом к либерализации локомотивной тяги, что ОАО РЖД также считает вредным (подробнее см. "Ъ" от 16 ноября 2016 года).

"То, что ЦМР нет,— критически плохо для инвестпривлекательности отрасли",— говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. У ОАО РЖД нет долгосрочной стратегии развития, замечает он, и неспособность разработать ее компания, к сожалению, транслирует на всю отрасль, создавая серьезный дискомфорт для грузоотправителей, операторов и лизинговых компаний. Большой плюс, что к работе более активно подключился Минтранс, полагает господин Бурмистров: ведомство интеллектуально и аппаратно сильнее и имеет больше влияния на ОАО РЖД. Поэтому, по его мнению, возрастают шансы создать проработанный и интеллектуально сильный документ, который сложнее будет отклонить.

Наталья Скорлыгина

Вся лента