#человекунуженчеловек

Победители "Context. Диана Вишнева"

Два современных хореографа с петербургской пропиской, лауреаты фестиваля "Context. Диана Вишнева" Константин Кейхель и Ольга Васильева знают, чего хотят, и умеют этого добиваться.

— Расскажите, как вы оказались на фестивале.

— Просто подала заявку. Но я уже была на "Context. Диана Вишнева" как исполнитель и через два года подала как хореограф. Я понимала, какая это творческая атмосфера, какие там люди. Колоссальное для меня событие, до сих пор чудесные воспоминания.

— Ощущалась конкуренция? Все-таки конкурс.

— Никакой конкуренции не чувствовала. Было легко, было ощущение, что едем с ребятами тусить, получать радость, общаться. Огромное удовольствие от участия в таком фестивале. К тому же премьера — много работы, погружаешься с головой; все дни фестиваля пролетели как одно мгновение. Зато пригласили в Гаагу на Dance Holland в феврале. Готовиться будем.

— Так заранее?

— В нашем деле все очень заранее. Это признак хорошей организации — выстраивается график на сезон: бюджеты, покупка билетов.

Международный фестиваль современной хореографии "Contex. Диана Вишнева". Балет "Writing Ground Quintet"

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— На "Контексте" успевали ходить на спектакли коллег? Есть сегодня одно основное направление современного танца? Или хотя бы две противоборствующие школы?

— На фестивале побывали на гала-концерте, где одной из постановок был спектакль Матса Эка. И посмотрела всех молодых хореографов, которые со мной принимали участие в конкурсе.

Все разные, и мысли хореографические разные. Нет какого-то одного направления, тренда. На мой взгляд — это моя призма, мое ощущение от contemporary dance,— у нас вообще слияние всех школ и поиск того, что сам хочешь сказать. Тут переплетения, а какого-то тренда я не увидела. Главный разговор не про школы, а про мысли и ощущения. Темы все очень разные. У всех, кроме нас с Пашей Глуховым, была литературная основа.

— Как назывался ваш спектакль?

— "The Room". Это выбор хореографа, как называть. У меня есть работы, названные и по-русски, и по-английски. Но тут международный фестиваль, и надо, чтобы иностранные гости сразу понимали. А перевести же могут по-разному.

По прошествии времени сложно сохранить и передать чистоту тогдашних мыслей и ощущений. Я делаю про то, что происходит здесь и сейчас. В творческом потоке же пребываешь в моменте. А слой воспоминаний подстерся. Идея простая. Я обычно описываю ее хэштегом #человекунуженчеловек. Это спектакль про объединение людей, про поддержку. Человеческое тепло нужно в любой ситуации. Даже когда ты в одиночестве, необходимо ощущение, что есть человек, который тебя поддержит. Все исполнители не случайны. Я давно хотела поработать с этими ребятами. Мы встречались на разных проектах, но такой компанией, такой четверкой, то есть пятеркой, если со мной считать, еще вместе не работали. Ведь все, кто танцевал здесь у меня, сами хореографы, педагоги современного танца, и это еще одна мысль: мы, молодые хореографы, должны поддерживать друг друга. Это очень важная идея — про объединение. А вообще мне как хореографу всегда сложно говорить о своих работах. Вот так пытаешься донести свою мысль постановкой, а начинаешь словами — и как будто не хватает самого важного и ценного.

Ольга Васильева
Мое ощущение от contemporary dance — у нас вообще слияние всех школ и поиск того, что сам хочешь сказать

— Иначе вы были бы писателем.

— Именно! Но заявки-то у нас письменные. Нужно представить описание проекта, который еще только в планах и идеях. Иногда необходимо еще прислать видео. Вообще большая предварительная работа. И это правильно. В академии когда писали диплом, тоже было много слов.

— Что вы мечтаете поставить?

— Конкретика есть, но я не люблю говорить, пока еще не сделано. Есть мечта поставить большой спектакль, большую форму. Я продолжаю учиться и пытаюсь все мысли собрать воедино. Мечта связана с тем, чтобы поставить спектакль в театре, с труппой. В Петербурге, в Москве или, возможно, в другом городе. Чтобы спектакль жил и существовал после премьеры. Так, к сожалению, не складывается пока. Не происходит репертуарной истории. Ставишь-ставишь, а заканчивается несколькими показами. Хочется, чтобы спектакль пожил, чтобы сам развивался. У меня такого опыта работы с танцевальной труппой еще не было.

— Где вы бываете в Петербурге, кроме балетных классов?

— Я правда много времени провожу в зале. Это и счастье, и радость. В зале погружаешься в такую любовь, наполненность и гармонию, что хочется приходить туда снова и снова.

На выставках бываю. Хожу, конечно, смотреть коллег. Недавно была на фестивале Dance Open — прекрасные труппы приезжали. Мне повезло смотреть Нидерландский данс-театр из первого ряда в Александринке — мурашки по коже. А в основном больше работа, репетиции. Так давно с этим живешь, что уже и не знаешь, как по-другому. Устаешь, конечно, но если не устал, значит, не работал. Если не свалился вечером в кровать, значит, рабочий день прошел зря.

Константин Кейхель

Международный фестиваль современной хореографии "Contex. Диана Вишнева". Балет Мориса Бежара "Словно с Луны свалившиеся"

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Как вы попали на "Контекст"?

— Попал на фестиваль совершенно для себя неожиданно. Я получил приглашение от Дианы Вишневой и, разумеется, согласился. Это прекрасный проект, открывающий возможности для молодых хореографов. Тут и территория эксперимента, и знакомства, контакты, и образовательные моменты. Помимо конкурса проходят мастер-классы, лекции, дискуссии. Самое потрясающее — гостевая программа, приезжают гранды. Современный танец в нашей стране достаточно молодое явление, аудитория невелика. Еще раз спасибо Диане Вишневой и всем организаторам. Надеюсь, у проекта большое будущее.

— Как быстро вы сделали спектакль?

— Мы начали работать в Петербурге. Мне предлагали устроить кастинг артистов в Москве, но параллельно у меня шла постановка в Театре имени Якобсона, и я договорился, что буду совмещать. Мне разрешили взять петербургских артистов в Москву. У нас было около двух недель на постановку и отработку спектакля, после чего мы отправились на фестиваль.

На репетициях мы сочиняли хореографию, импровизировали, пробовали и отбирали нужный материал и сцены. До последнего дня я не мог определиться с финалом, и только за день до отъезда в Москву мы сделали то, что нам было нужно. Но главное, что мы нашли в процессе репетиций, была атмосфера, которая рождала нужные эмоции от восприятия произведения. Так получился небольшой спектакль "Экспонат".

В Москве была замечательная атмосфера, я бы сказал, созидательная. Никакого напряга, никакого "только выиграть!". Сплошное удовольствие от того, что делаешь. Я заранее подготовил световую партитуру, поскольку понимал, что времени будет мало.

Свет выстроили быстро, никаких проблем с техниками. Все прошло динамично и профессионально. Прописали свет, прорепетировали на площадке. Получили заряд эмоций на мастер-классах, разогрелись и выдали замечательное исполнение. За что я благодарен своим артистам.

После показа было награждение, где я получил приглашение в академию Codarts на постановку от куратора фестиваля Самуэля Вюрстена.

Даже не верилось, что это правда. Счастье невероятное. Я же мечтал когда-то там учиться — мог когда-то туда попасть как студент. Но денег не было на тот момент, к сожалению, и главное — не было всей информации, как, куда подавать. Это сейчас у всех интернет и информация как на ладони.

Константин Кейхель
Современный танец в нашей стране достаточно молодое явление, аудитория невелика... Надеюсь, у проекта большое будущее

— Простите, а сколько вам лет?

— Полных — 31.

— Всю вашу сознательную взрослую жизнь был интернет.

— Это в Москве и в Петербурге, а у меня дома в Екатеринбурге все было иначе. Надо было идти в интернет-кафе, платить. А сейчас я могу сказать студентам: вот есть такие школы, есть стипендии, гранты. А у нас раньше как было? "Тяни носок" и до свиданья. Не объясняли, где брать информацию. Эта советская система муштры была чем-то хороша, но закрепощала и не давала идти дальше. Мы варились в собственном соку.

Мне еще повезло. В Екатеринбурге современный танец всегда был развит. Но когда поездишь по миру, открывается удивительное, начинаешь иначе смотреть на многие вещи.

Поездку в Роттердам я запомнил на всю жизнь, это был потрясающий опыт и море новых эмоций. Трудности на стажировке, конечно, были, да, без них никуда, но любая проблема решаема.

— Расскажите про спектакль, с которым вы победили.

— Импульсом послужил фильм, основанный на реальных событиях — "Клуб безбашенных", The Bang Bang Club, про фотографов в ЮАР в неспокойное время начала 1990-х. И меня эта история увлекла. Я не хотел пересказывать сюжет фильма или говорить на политические темы, которые он затрагивал. Мне импонировала идея показать человека как своеобразный экспонат. Рассмотреть отношения между людьми и мимолетность мгновений в жизни через объектив фотоаппарата. Конечно, хотелось сделать более технологичный вариант спектакля, с декорациями, проекциями, но времени было мало, да и бюджет ограничен. Возможно, в будущем я вернусь к переосмыслению этой темы.

— Сколько потом было показов?

— Показывали в Петербурге — в "Скороходе", есть такая независимая площадка. К сожалению, не так много мест в Петербурге, где можно показать свои работы. Хотя такие места есть, например, "Эрарта Сцена", где мы показывали мой спектакль "День шестнадцатый" в прошлом сезоне. Трудности возникают в другом. Артисты, которые у меня танцуют, работают в разных местах, и приходится выстраивать сложный график репетиций. Кто-то танцует у нескольких хореографов одновременно. Было бы здорово, если бы эти ребята могли быть устроены в одном театре, где им не нужно думать о вечерней работе и где есть стабильный заработок. Впрочем, ситуация постепенно меняется. Может быть, появится когда-нибудь в Петербурге свое пространство или театр, где можно делать интересные проекты, как, например, в Лондоне Sadler's Wells. А пока мы будем продолжать трудиться и ставить новые спектакли.

— Куда вы ходите вне работы?

— Бывают очень разные варианты: музеи, театры, кино, природа. Но свободного времени не так много. Часто в поездке удается посмотреть интересный спектакль, как, например, на Дягилевском фестивале в Перми в прошлом году. Я безумно люблю работу, и мне легко рано вставать и много трудиться. Это сумасшедший обмен энергией с творческими людьми, которых я встречаю на своем пути. Все люди, конечно, устают рано или поздно, и у меня бывают рутинные моменты, но это, как правило, малая плата за те эмоции, которые ты получаешь от постановки или педагогического процесса. Работа хореографа не начинается и не заканчивается в хореографическом зале. Она идет непрерывно. Поиск музыкального материала, идей, сценарные планы, работа с художниками, композиторами и так далее. Очень люблю сочинять хореографию с артистами, мне интересен живой процесс, правда, не всегда удается ее сразу запомнить, но для этого есть отличные исполнители, с которыми мне пока везло, надеюсь, и в будущем будет так же. Еще вдохновляют просто прогулки по Петербургу.

Приходится много путешествовать по работе, и для меня особая радость возвращаться в Петербург. Я люблю этот город, хоть я родился не здесь, но это уже мой дом.

Международный фестиваль современной хореографии "Contex. Диана Вишнева". Балет "Writing Ground Quintet"

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Что вы мечтаете поставить?

— Так много всего хочется сделать, что в голове не укладывается. Нет одного какого-то сюжета. Я все время думаю над глобальными постановками, много смотрю разных спектаклей, как в драме, так и в современной хореографии. Хочется поставить спектакль с хорошими возможностями и реализовать идеи, которые удается сочинить.

Очень интересно работать на литературной основе, замечательно работать с артистами драматического театра. Кроме того, много смотрю оперы: этот жанр мне тоже интересен. Всегда стараюсь искать новые пути. Из композиторов нравятся Равель, Дебюсси. Также хочется поработать с музыкой Малера, Мессиана. Очень вдохновляет Стравинский. С удовольствием бы взялся за "Жар-птицу" или "Агона". Удивительная, сложная музыка. Мне вообще импонируют сложные вещи.

Беседовал Сергей Полотовский

Вся лента