Россия ждет от Китая большего

ВСМ Москва—Казань нужно увеличение и удешевление финансирования

ОАО РЖД просит Китай улучшить условия финансирования высокоскоростной магистрали Москва—Казань: инвесторам предложено увеличить сумму долга сверх ранее согласованных 400 млрд руб. и снизить ставку кредитования с текущих 4%. Ответа пока нет. По мнению экспертов, все это лишь прелюдия, а предметных переговоров стоит ждать не ранее весны 2018 года, когда в КНР полностью сменятся ключевые чиновники. Но альтернативное предложение немецких инвесторов вызывает у ОАО РЖД не меньше вопросов.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

ОАО РЖД ведет переговоры с Китаем об увеличении инвестиций в высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва—Казань, сообщил первый вице-президент монополии Александр Мишарин в кулуарах заседания Совета железнодорожного транспорта СНГ. "Мы обсуждали, передали наши условия — снижение процентной ставки по долгу и увеличение объема долга",— цитирует его "Интерфакс". Конкретные условия должна назвать китайская сторона.

Проект ВСМ Москва—Казань протяженностью 770 км будет реализован на принципах ГЧП в форме концессии. В проекте две фазы: Москва—Нижний Новгород и Нижний Новгород—Казань. Общая стоимость — 1,26 трлн руб. До сдвига сроков пассажиропоток оценивался в 4,7 млн человек в 2020 году, 15,9 млн — в 2030-м и 23,9 млн человек — в 2050 году. Но в ноябре глава монополии Олег Белозеров объявил, что сроки сдвинутся на 2022-2023 годы.

Год назад Китай подтвердил готовность выступить инвестором, внеся 52 млрд руб. в акционерный капитал первой фазы проекта, $1 млрд — второй фазы, а также предоставив долговое финансирование в объеме 400 млрд руб. за счет кредита China Development Bank. Как уточнил вчера господин Мишарин, текущие договоренности предусматривают предоставление 400 млрд руб. на 20 лет под 4% годовых.

Параллельно идут переговоры с другим потенциальным инвестором — консорциумом "Немецкая инициатива", объединяющим Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании и готовым вложить в проект до €3,5 млрд. Но, по словам господина Мишарина, к немецкому предложению есть вопросы: ОАО РЖД "не устраивает объем локализации в целом, он очень маленький и по строительству, и по подвижному составу".

Сам проект тем временем проходит различные стадии согласования: 15 марта на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича ОАО РЖД поручено доработать документацию по обоим участкам, в том числе готовый пакет по участку Москва—Нижний Новгород передать на повторный экспертный анализ по результатам технологического и ценового аудита и оценки Главгосэкспертизы. Минтрансу, Минфину, Минэкономики и ОАО РЖД также было поручено представить согласованные предложения по совершенствованию организации работы по привлечению иностранных инвесторов в проект.

По мнению главы азиатской программы Московского центра Карнеги Александра Габуева, предложения господина Мишарина — лишь начало долгого разговора, который закончится не ранее середины весны 2018 года. Он поясняет, что в марте 2018 года предстоит глобальная смена руководства ведомств КНР, поэтому переговоры об условиях предоставления средств на ВСМ придется начинать, по сути, заново. Эксперт добавляет: китайская сторона стала гораздо менее свободна в своих обещаниях по предоставлению финансирования после глобальной антикоррупционной проверки всего финансового сектора в 2015 году, которая коснулась и China Development Bank и впервые продемонстрировала руководству страны реальный баланс этого финансового института, оказавшийся далеким от оптимального.

Наталья Скорлыгина

Вся лента