Правила игры

в русские стандарты раскрытия международной отчетности изучает руководитель банковской группы Юлия Локшина

Вчера один из крупнейших розничных банков страны "Русский стандарт" отчитался о прибыли по итогам первого квартала — 128 млн руб. Величина, может быть, и не слишком значительная. Но акционер банка Рустам Тарико не преминул подчеркнуть, что даже такая прибыль "подтверждает верность наших подходов к развитию банковского бизнеса в новых условиях". Казалось бы, после череды убытков и серьезного сокращения бизнеса наконец для "Русского стандарта" наступила белая полоса. Казалось бы, если бы не одно "но" — это неаудированная отчетность.

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Мнения аудитора о реальном положении "Русского стандарта" мы до сих пор не знаем — вопреки хронологической логике банк до сих пор не раскрыл годовую отчетность (которая должна содержать заключение аудитора). В самом банке мне возразили, мол, все данные на 31 декабря 2016 года в данной отчетности есть, а годовую отчетность банк опубликует "ближе к вечеру". Но очевидно предположение, что если годовой отчетности до сих пор нет (а все установленные законом сроки публикации давно прошли), то банку, возможно, не очень хочется торопиться с ее публикацией. Очевидно и то, что после публикации квартальной отчетности мало кто будет отслеживать выход отчетности не первой свежести.

Участники рынка говорят, что наиболее вероятны два варианта — или банку не хочется афишировать мнение аудитора (где могут быть замечания или оговорки о том, что аудитор не согласен с той или иной оценкой банка), или же банк до сих пор не может договориться с аудитором об отражении каких-то статей баланса. "Причем степень фатальности может быть разной,— говорит один из собеседников "Ъ".— Например, банк существенно завысил или занизил какую-то оценку — и это существенно меняет его баланс. А может быть и другой вариант, когда банк хочет отразить какую-то убыточную операцию в предыдущем периоде".

На рынке немало банков, чей бизнес, несмотря на кризисные явления, демонстрирует относительную стабильность и чьи отчетности, честно говоря, ужасно скучно читать. Но "Русский стандарт" — совсем другое дело. Инвесторы и участники рынка пристально следят за тем, как после серьезного падения в кризис и сложной реструктуризации обязательств для поддержки капитала банк будет восстанавливать свои позиции. ""Русский стандарт" всегда создавал новые тренды на банковском рынке: он стал пионером потребительского кредитования, запустил рынок кредитных карт и стал его лидером, в числе первых внедрил в России современные платежные сервисы и инструменты",— напомнил о славном прошлом Рустам Тарико и заверил, что банк намерен удерживать лидерство во всех этих сегментах. Вполне возможно, "Русский стандарт" задаст на рынке еще новый тренд — беспорядочное раскрытие международной отчетности.

Вся лента