Игра валют

Как кинематограф подстегивает экономику

«Игра престолов» помогла вырасти исландской кроне. Аналитики Bloomberg пришли к выводу, что укрепление этой валюты отчасти связано со съемками популярного сериала на территории страны. Альбина Хазеева разбиралась, каким образом кинематограф подстегивает экономику.

Фото: HBO / Амедиатека

За последний год исландская крона выросла на 15% к доллару и более чем на 20% — к евро. По этому показателю она стала чемпионом среди мировых валют. Импульсом мог стать туристический бум в Исландии. В 2016 году поток вырос на 40%: страну посетили свыше 1,5 млн человек — это почти в пять раз больше, чем население острова. Интерес к мрачным северным пейзажам Исландии во многом спровоцировали создатели «Игры престолов», показав в сериале, в частности, озеро Миватн и грот Грьетагья.

Однако переоценивать роль кино в данном случае не стоит, считает ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский: «Исландская экономика крохотная. Она была раздута в четыре-пять раз за счет того, что из Исландии сделали страну--хедж-фонд. Потом его сдули в четыре или пять раз, соответственно, крона тоже сдулась в эти четыре-пять раз. Потом они начали рыбу ловить, что-то наловили, соответственно, крона поползла потихонечку вверх. Сериал мог, конечно, какое-то определенное положительное влияние оказать, но я не думаю, что критическое».

Тем не менее, эффект «Игры престолов» ощутили на себе и другие страны. В 2014 году экскурсии по местам съемок принесли более 8,5 млн фунтов стерлингов турфирмам в Северной Ирландии. Хорватия — не без помощи создателей сериала — летом прошлого года стала первой по числу запросов в Google при планировании путешествий. Испанский замок Зафра, который появился в одном из эпизодов шестого сезона, за первые пять месяцев 2016 года посетили почти на 500% больше туристов, чем в аналогичный период предыдущего.

За рубежом туризм по следам съемок уже получил свое название — сетджеттинг. По данным британского управления по туризму, 40% путешественников хотели бы побывать в местах, которые они увидели в кино.

Для того, чтобы улучшить экономику регионов, местные власти часто предлагают создателям фильмов выгодные условия для съемок, в частности, так называемые рибейты, когда часть расходов затем возвращается, отметил президент кинокомпании «Царь» Александр Изотов: «Мы прекрасно знаем, как Канада отобрала у Лос-Анджелеса право называться столицей кинопроизводства, потому что там ввели очень классные, большие, серьезные дотации, и в Канаду переехала половина производителей из Америки. Такие же дотации дают и французы, и итальянцы, и огромные количества стран для того, чтобы развивать, в первую очередь, даже не кинематограф, а местный малый и средний бизнес. Съемка в конкретном городе или штате дает огромные возможности для привлечения денег, потому что когда приезжает группа из 200-300 человек, им нужно где-то питаться, где-то жить, им нужно нанимать людей на работу, это дает мощный эффект для развития отдельного региона».

Недавно в России тоже задумались о том, как привлечь кинопроизводителей в регионы с помощью преференций. К программе должны были присоединиться, в частности, Калининградская область и Приморский край. По мнению Ассоциации продюсеров кино и телевидения, система возмещений могла бы привлечь и иностранных игроков.

Для того, чтобы хорватский Дубровник включили в географию «Игры престолов», мэр города предложил киностудиям проводить съемки бесплатно. Он рассчитывал, что сериал сделает для города то же, что «Властелин колец» для Новой Зеландии. Фильм по роману Толкина обеспечил стране более 3 млн иностранных туристов ежегодно. Более 70% путешественников, приезжающих в страну, обязательно посещают места из киносаги.

Вся лента