Три четверти четвертого

Доля смартфонов с 4G в общем объеме продаж в Черноземье выросла до 75%

На фоне запуска мобильных сетей четвертого поколения популярность 4G-смартфонов в регионах Черноземья за год выросла почти вдвое, и сейчас на них приходится уже 65-75% от всех реализованных «умных» телефонов вместо 50% по итогам 2016-го. Такие данные приводятся в отчетах МТС и «Евросети» по итогам первого квартала. Увеличение количества пользователей, в свою очередь, повлияло на трафик 4G: он вырос более чем вдвое, констатируют в МТС. Но дальнейший рост спроса на 4G-устройства может не обеспечить соответствующий рост трафика, подчеркивают эксперты: 30-40% владельцев смартфонов до сих пор не пользуются интернетом.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В распоряжении “Ъ” оказалось подготовленное МТС исследование по итогам продаж смартфонов и планшетов в собственных салонах. Согласно документу, по сравнению с первым кварталом 2016-го, воронежцы стали интересоваться 4G-устройствами в 1,8 раза чаще, и доля продаж этих смартфонов в общем объеме достигла 72%. Средняя цена устройства в Воронежской и Белгородской областях составила 12,9 тыс. руб., в других регионах Черноземья – немного меньше. Популярность 4G-планшетов выросла за год втрое, средняя цена составила 6,4 тыс. руб. Абсолютных показателей продаж в исследовании не приводится. Зато отмечается, что трафик 4G в сетях МТС в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос более чем вдвое.

Сети 4G доступны во всех регионах Черноземья с декабря 2016 года. В Воронеже МТС запустила LTE в 2015 году, вне областного центра — в январе 2016-го. Примерно в то же время начался запуск сетей четвертого поколения и в соседних регионах. Расширение покрытия в Воронежской области, по данным МТС, сразу же принесло большое количество трафика из районов. Во втором полугодии 2016-го в Воронежской области объем трафика составил 7 млн Гб, из которых 4,62 млн Гб пришлось на областной центр, 518 тыс. – на второй по величине в области Борисоглебск, 238 тыс. – на крупные Лиски. Летом 2016-го 4G в Воронежской области запустила Tele2, в октябре – Beeline, в феврале 2017-го – «Мегафон». Запуск привел к резкому росту продаж 4G-гаджетов: так, «Евросеть» по итогам года отмечала двукратное увеличение их доли в структуре всех продаж – более чем до 50%. В целом в Черноземье в 2016 году было продано примерно поровну устройств с поддержкой 4G и без нее.

Резкий рост продаж 4G-гаджетов наблюдаются и в других субъектах макрорегиона, сказали вчера «Ъ» в МТС. «Лидером по популярности LTE-смартфонов стала Белгородская область, где уже 75% проданных “умных” телефонов ловят 4G. При этом еще год назад по итогам аналогичного периода на долю LTE-смартфонов приходилось в среднем не более 44% продаж», — пояснили в компании. В Курской области 4G поддерживают 74% приобретаемых устройств, в Липецкой – 73%, в Тамбовской – 72%, в Орловской – 68%.

Схожая тенденция прослеживается и в предоставленном “Ъ” квартальном отчете «Евросети». В нем отмечается, что всего на рынке смартфонов Черноземья в первом квартале 2017 года было приобретено 660 тыс. устройств, что на 13% выше результатов аналогичного периода прошлого года. Из них 64% пришлось на LTE-устройства. В денежном выражении рынок показал рост в 21% к аналогичному периоду 2016 года и составил 7,4 млрд руб. (из них 800 млн руб. – в Воронеже, но динамика продаж в нем замедлилась), из которых 87% пришлось на 4G-гаджеты. При этом средняя цена смартфона в салонах ритейлера выросла на 7% до 11,2 тыс. руб. Планшетов в Черноземье в салонах «Евросети» было продано 103 тыс. — на 19% меньше, чем по итогам первого квартала 2016 года (в денежном выражении – 800 млн руб. и спад на 21%). Средняя цена устройства также снизилась – на 2% до 7,8 тыс. руб.

«По нашим оценкам, по итогам 2017 года смартфоны могут показать рост на 5% в количестве и порядка 10% в деньгах к прошлогодним показателям, — отметила управляющий Центральным филиалом “Евросети” Елена Искратова. — Смартфоны давно закрепили статус “товара повседневного спроса” и продолжат играть роль локомотива на рынке портативной электроники, оказывая влияние на все смежные сегменты. Драйвером роста станут фаблеты — 5,5-дюймовые устройства. На фоне популяризации высокоскоростного интернета и расширения ассортимента LTE-устройств доля девайсов с поддержкой 4G будет расти и дальше, китайские бренды продолжат теснить “старичков”, предлагая более совершенные устройства по доступным ценам».

Резкий рост продаж смартфонов с поддержкой 4G в Черноземье соответствует общероссийскому тренду, но не означает такого же роста популярности самих сетей LTE, подчеркивает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. «Почти в каждом телефоне сейчас есть 4G, но покупатели не всегда ориентируются именно на эту функцию, — отмечает эксперт. — И стопроцентной или близкой к ней доли 4G-устройств в продажах ожидать не стоит. Во-первых, есть достаточно стойкая аудитория, пользующаяся «кнопочными» телефонами; во-вторых, 30-40% владельцев смартфонов вообще не используют интернет, и это большая проблема для операторов». Падение рынка планшетов господин Кусков объясняет возросшей популярностью фаблетов.

Редактор сайта «Воронеж. Телеком онлайн» Станислав Дитятев напоминает, что МТС выгодно продвижение продаж 4G-смартфонов в собственной рознице: «Они построили хорошую LTE-сеть в Воронежской области и стараются “сдвинуть” пользователей из высоконагруженных сетей третьего поколения в четвертое. А имея самую развитую розничную сеть в России, МТС может активно влиять на пользовательские предпочтения через замотивированных продавцов».

Олег Мухин

Вся лента