Пугающие перспективы

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Андрей Воскресенский рассказал о том, почему торговые центры нуждаются в редевелопменте и чем это грозит их собственникам.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Торговые центры — это тот вид недвижимости, который устаревает быстрее всех остальных. Речь идет, естественно, о моральном устаревании. Десять лет жизни торгово-развлекательного комплекса — это тот срок, после которого он нуждается в кардинальном редевелопменте, утверждают эксперты международной консалтинговой компании Knight Frank.

По их данным, около 30% торговых центов Москвы требуют обновления. А к 2020 году их объем вырастет до 40%. Сегодня на рынке торговой недвижимости столицы около 6 млн кв. м крупных торговых центров. При этом объем торговых площадей, построенных до 2008 года, примерно равен тому, который введен в эксплуатацию позже.

А в Петербурге уже сейчас более 60% площадей торговой недвижимости требуют обновления. В скором времени реконструкция торговых объектов станет популярным способом оживить и улучшить формат устаревающих торговых объектов Северной столицы.

Так что обновление торговых центров неизбежно. В настоящее время собственников удерживает от активных действий недостаток опыта и объективные сложности с оценкой сроков возврата инвестиций в редевелопмент. Также собственники не могут объективно оценить последствия стратегии «ничего-не-менять», опять же в силу отсутствия исторических аналогов. А в случае когда у ТРЦ несколько владельцев, им сложно выработать единую стратегию. Эксперты полагают, что в ближайшее время могут появиться фонды, которые будут покупать подобные активы именно с целью редевелопмента. Фактически может появиться новый бизнес на устаревших торговых центрах.

Вся лента