Первый сделанный в Китае авианосец спущен на воду

Официальное мнение

Власти КНР объявили вчера о том, что страна спустила на воду первый полностью китайский авианосец. До этого в составе ВМФ страны был только авианосец "Ляонин", представлявший собой переделанный советский авианесущий крейсер "Варяг". Он был выкуплен Пекином на Украине в 1998 году. Новый корабль, покинувший вчера сухой док, предположительно, получит название "Шаньдун" — в честь одной из китайских провинций.

Фото: Li Gang/Xinhua ATTENTION EDITORS - THIS PICTURE WAS PROVIDED BY A THIRD PARTY. THIS PICTURE IS DISTRIBUTED EXACTLY AS RE, Reuters

Эксперты отмечают, что формой корпуса "Шаньдун" напоминает "Ляонин": в качестве стартового устройства для самолетов в нем также используется взлетная рампа. Впрочем, есть и видимые глазу новшества: корабль снабжен радарами с фазированной антенной решеткой, диагонально установленными на капитанском мостике и корме.

О технических характеристиках нового авианосца пока известно не так много, но китайский портал Sina ранее сообщал, что на корабле смогут размещаться от 28 до 36 вертолетов и самолетов типа J-15. Военный эксперт австралийского Lowy Institute Юэн Грэм в интервью изданию Defense News заметил, что, учитывая сходство нового авианосца со старым, он, скорее всего, будет использоваться для тренировки пилотов, а не для участия в боевых операциях. Находящийся в строю "Ляонин" действительно выступает преимущественно в этом качестве.

Реальные боевые задачи будут ставиться уже перед третьим и четвертым китайскими авианосцами (кодовые названия — Type 002 и Type 003), которые будут больше походить на классические американские "суперавианосцы", а не на советские авианесущие крейсеры. Они будут спущены на воду в 2020-х годах. Type 002, фотографии со строительства которого периодически попадают в интернет, будет снабжен уже не рампой, а паровой катапультой. Она считается более современным способом запуска самолетов и способна придавать необходимое ускорение более тяжелым машинам.

Китайская программа по строительству авианосцев связана со сменой стратегии ВМФ Китая, который в 2015 году объявил о переходе от защиты прибрежной территории к операциям в открытых морях. КНР, напомним, имеет ряд территориальных споров в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также обширную океанскую торговлю, которая требует самой современной защиты.

Михаил Коростиков

Вся лента