Федеральным дорогам обеспечен комплексный подход

Слева направо: первый заместитель начальника ФКУ Упрдор «Приуралье» Александр Федотов, и.о. начальника ФКУ Упрдор «Приуралье» Рамиль Сенжапов, начальник управления ГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов

В течение ближайших трех лет до 90% дорожной сети федерального значения на территории Республики Башкортостан будут приведены в нормативное состояние. Выдержат ли федеральные трассы в республике паводок, на каких объектах в этом году будут выполняться работы и сколько это стоит? В рамках пресс-конференции, состоявшейся в ФКУ Упрдор «Приуралье», руководство учреждения ответило на эти и другие вопросы.

Километры ремонтных работ

В плане работ на 2017 год — ремонт около 300 километров автодорог федерального значения и более 1200 погонных метров искусственных сооружений. По словам и.о. начальника ФКУ Упрдор «Приуралье» Рамиля Сенжапова, наибольший объем работ придется на федеральную трассу Р-240 Уфа-Оренбург. Здесь поэтапно отремонтируют 90-километровый участок. Ожидается, что до 2020 года дорога будет полностью соответствовать всем нормативным требованиям.

На федеральной автодороге М-5 Урал запланированы работы на двух участках общей протяженностью 18 километров. Еще на 128,8 километра этой трассы, а также на 33 километрах на дороге М-7 Волга ремонт будет выполнен в рамках программы по содержанию подведомственной сети.

Кроме этого, в 2017 году планируется ввод в эксплуатацию сразу нескольких масштабных объектов. В частности, дорожники закончат реконструкцию 14-километрового участка трассы М-5 Урал (км 1466 — км 1480) и моста через реку Белая. Осенью минувшего года мостовики завершили надвижку пролетного строения, работы выходят на финальную стадию:

«Мост будет введен в эксплуатацию уже в этом году, — говорит первый заместитель начальника ФКУ Упрдор «Приуралье» Александр Федотов. — Пролетное строение мостового сооружения уже собрано и надвинуто, усилена опорная часть, сейчас ведется подготовка к устройству мостового полотна. Завершить работы мы планируем до конца года».

В учреждении подчеркивают, что реализация этого проекта позволит не только увеличить пропускную способность стратегически важной трассы М-5 Урал, но и окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.

Близятся к завершению и работы по реконструкции участка км 1360 — км 1375 автодороги М-5 Урал в Буздякском районе. В прошлом году дорожники возвели мост через реку Малый Кидаш, выполнили устройство дорожного покрытия, установили барьерное ограждение, смонтировали электроосвещение, обустроили площадки отдыха.

В общей сложности на подведомственную сеть автодорог федерального значения в Башкортостане в этом году будет выделено 9,4 млрд рублей. Из этой суммы 3,8 млрд (40% от общего объема средств) планируется направить на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и искусственных сооружений, 3 млрд — на капитальный ремонт, еще 1,2 млрд — на содержание сети автодорог, в том числе на устройство тонких слоев покрытия и шероховатую поверхностную обработку.

Для сравнения, в 2016 году лимиты бюджетных обязательств ФКУ Упрдор «Приуралье» по Республике Башкортостан составили 6,4 млрд рублей, в том числе 1,2 млрд было потрачено на содержание, 2,6 млрд — на ремонт и капитальный ремонт, еще 2,6 млрд — на реконструкцию автодорог и искусственных сооружений.

Залог безопасности

Учреждение считает приоритетной работу по созданию безбарьерной среды для маломобильных групп населения: уже на стадии проектирования объектов строительства и капитального ремонта автодорог, заказчик в лице ФКУ Упрдор «Приуралье» включает в технические задания требования по обеспечению доступа маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры. Так сопряжения тротуаров с проезжей частью должны быть устроены пандусами для передвижения маломобильных групп населения. В случае устройства надземных пешеходных переходов необходимо наличие подъемных устройств для доступности маломобильным группам населения. В частности, такое устройство предусмотрено в надземном пешеходном переходе, строительство которого ведется у села Новомусино Кармаскалинского района республики (км 39 трассы Р-240 Уфа — Оренбург).

Тем не менее вопросы безопасности вовсе не исчерпываются заботой о людях с ограниченными возможностями. Так, на участке трассы Р-240 Уфа — Оренбург в районе села Булгаково планируется смонтировать 2,5 километра осевого барьерного ограждения, которое обеспечит безопасный проезд. Также будут установлены светофоры на трех нерегулируемых пешеходных переходах: на 24 километре трассы Р-240 Уфа — Оренбург в районе деревни Искино и сразу два — на 1215 и 1323 километрах автодороги М-7 Волга. Уже введены в эксплуатацию три новых светофорных объекта на федеральной автодороге Р-240 Уфа-Оренбург: возле города Стерлитамак (км 123+500), на примыкании региональной дороги Магнитогорск — Ира (км 220+000), а также около города Кумертау (км 229+000).

Решение об установке было принято в сентябре 2016 года на выездном заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения ФКУ Упрдор «Приуралье». Новые светофорные объекты обеспечат бесконфликтный разъезд автотранспорта на перекрестках и позволят учитывать возросшую интенсивность движения транспортного потока. В настоящее время подрядная организация проводит работы по выбору оптимального режима, идет настройка фаз движения работы светофора, что в будущем позволит избежать скопления транспорта.

«В управлении создана комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, — говорит руководитель учреждения. — Раз в квартал комиссия выезжает на объекты. Учитывая статистику дорожно-транспортных происшествий, члены комиссии разрабатывают мероприятия, направленные на ликвидацию аварийноопасных участков. Один из примеров — участок на 16 километре трассы Р-240 Уфа — Оренбург. Комиссия приехала на объект, рассмотрела сложившуюся ситуацию и разработала комплекс мероприятий для ликвидации очага ДТП. По каждому объекту мы работаем комплексно, и в этом нам помогает Госавтоинспекция».

По словам начальника управления ГИБДД МВД по Республике Башкортостан Динара Гильмутдинова, повышать безопасность движения на федеральных автодорогах будут в том числе и с помощью камер фотовидеофиксации, которые пришли на смену привычным радарам и уже несколько лет успешно применяются не только на городских дорогах, но и на трассах федерального значения.

«В этом году в начале января пошел рост числа ДТП с погибшими. Понятно, что водитель всегда должен выбирать оптимальную скорость в соответствии с погодными условиями. Некоторые участники дорожного движения при движении не учитывали обильный снегопад и посчитали, что в ДТП виноваты только дорожники. К сожалению, я не могу сказать то же самое — в таких авариях есть вина и самих водителей. Известно, что чаще всего дорожно-транспортные происшествия случаются именно по причине превышения скоростного режима. С того момента, как на дорогах стали появляться переносные комплексы фотовидеофиксации, ситуация начала резко меняться. Если сейчас у нас работают 10 таких комплексов, то в ближайшее время мы планируем увеличить их количество до 30. Сами камеры у нас уже есть, дирекция дороги дала нам добро, поэтому мы будем использовать их и тем самым снижать аварийность», — говорит Динар Гильмутдинов.

К паводку готовы

Пожалуй, одна из наиболее злободневных тем сегодня в республике — это паводок, который в самые ближайшие дни достигнет своего пика. Жители региона опасаются, что после обильных снегопадов, которые шли в Башкирии всю зиму, уровень воды в реках может побить все рекорды. Хотя и чиновники, и спасатели успокаивают горожан, что катастрофы не будет, в отдельных районах уже отмечены случаи перелива проезжей части автодорог. Тем не менее на федеральных трассах пока все относительно спокойно — хотя и не без неожиданностей. Так, 15 апреля на 185 километре трассы Р-240 Уфа — Оренбург, недалеко от села Зирган, поднявшиеся талые воды подтопили мост через реку Терекля.

«В настоящее время на данном участке ведется капитальный ремонт моста, рядом была построена временная дорога, — рассказывает Рамиль Сенжапов. — В субботу мы обнаружили резкий подъем воды и, чтобы не допустить чрезвычайной ситуации, совместно с Госавтоинспекцией, МЧС и обслуживающей организацией приняли решение перебросить движение легкового транспорта и автобусов на существующий мост, где были уже смонтированы балки. Грузовой транспорт, в свою очередь, был направлен в объезд опасного участка через села Нордовка и Бала-Четырман.

Тем временем выполнили ремонт объездной дороги: разобрали дорожную одежду, за ночь смонтировали водопропускные трубы, произвели обратную засыпку, чтобы пустить движение транспорта по ранее согласованной схеме. Конечно, это непредвиденные расходы — согласно наблюдениям, в этом месте вода никогда не поднималась так высоко. Но все понимают свою ответственность: главная задача — обеспечить безопасный проезд».

Как отметил главный автоинспектор республики Динар Гильмутдинов, это вынужденная мера: «Конечно, есть неудобства, но участники дорожного движения должны понимать, что временный мост — это временный мост, а человеческие жизни важнее, чем 42 километра по объездной дороге».

По словам первого заместителя начальника ФКУ Упрдор «Приуралье» Александра Федотова, ведомство готово к возможным неприятным сюрпризам стихии: все потенциально опасные места сотрудникам учреждения известны, ситуация находится на постоянном контроле.

«Противопаводковая комиссия начала работу еще в феврале,— объясняет Александр Федотов.— Мы проехали все участки, особо подверженные паводку. Мы выполнили ряд подготовительных мероприятий, все подведомственные нам объекты держат напор воды».

Взгляд на перспективу

В ближайшие годы объемы финансирования будут только расти: по словам Рамиля Сенжапова, в 2018 году учреждение планирует программу работ на сумму 16,7 млрд рублей, из них на строительство и реконструкцию дорог направят 11 млрд. В 2019 году программа работ по республике оценивается в 10,5 млрд рублей: 6,4 млрд из этой суммы будут также направлены на строительство и реконструкцию, еще 3,7 млрд — на ремонт, в том числе капитальный.

«Сейчас нормативам в регионе соответствуют только 60-65% дорог федерального значения, — говорит и.о. начальника учреждения. — К 2019 году мы планируем привести в нормативное состояние 88-90% от общей сети дорог по Республике Башкортостан. Почему не все сто? Оставшиеся 10% — это та часть, которая будет постепенно выходить из межремонтных сроков. С этим связана и разница в планируемых объемах ассигнований — к 2019 году мы приблизимся к стопроцентному показателю соответствия нормативам, и дорогостоящие работы уже не будут столь необходимы. Вместо этого мы сосредоточимся на традиционном ремонте, устройстве слоев износа и содержании автодорог».

В более отдаленной перспективе федеральные автодороги республики будут и впредь расширяться до статуса первой категории — там, где это действительно необходимо. Впрочем, дорожникам некогда расслабляться: на всей дорожной сети необходимо выполнить ямочный ремонт, нанести разметку, да и капризы погоды требуют повышенного внимания к дорогам. Всего через пару лет качество трасс федерального значения должно выйти на совершенно иной уровень.

ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства. В оперативном управлении ФКУ находится 1777,02 км автомобильных дорог федерального значения на территории Башкортостана и Оренбургской области.

На республику приходятся 787,235 километра федеральных автодорог и 1820 единиц искусственных сооружений. Это трассы:

• М-5 Урал — Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск на участке км 1281+475 — км 1548+568; протяженность — 309,325 км;

• М-7 Волга — Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа на участке км 1169+910 — км 1331+953; протяженность — 185,969 км;

• Р-240 Уфа — Оренбург и Западный обход г. Уфы на участке км 16+900 — км 280+941 и км 0+000 — км 27+900; протяженность — 291,941 км.

Основные задачи управления — реализация государственной политики в области дорожного хозяйства, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по дорогам общего пользования федерального значения, сохранение и улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности и обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Помимо этого, ФКУ Упрдор «Приуралье» исполняет функции госзаказчика на выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту, содержанию дорог и искусственных сооружений. Осуществляет контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по условиям госконтрактов, разрабатывает предложения по развитию дорожной сети.

Вся лента