Семь локтей по карте

В самом ли деле размер имеет значение?

Cто лет назад, в апреле 1917 года, в России была введена «прогрессивная система мер» на основе метра. Произошло колоссальное упрощение расчетов всего и вся. Однако антропоморфные дюймы, ярды и сажени и по сей день продолжают держать оборону. Модные дизайнеры, культовые архитекторы и специалисты по эргономике по-прежнему работают по старинке. Почему?

Фото: BMW

Красота совсем не умозрительна, и у нее есть стандарты. Нарисовать красивый автомобильный кузов не проще, чем спроектировать сложный двигатель. И в области эстетики дизайна тоже существуют проверенные технологии.

«Автомобиль — самая эмоциональная покупка, которую совершает человек в своей жизни, — считает главный дизайнер студии Cadillac в Нью-Йорке Малкольм Уорд, — и как произведение искусства он должен рождать страсть».

А у страсти особые формулы. По словам дизайнера Владимира Пирожкова, «эмоциональный образ складывается из размеров, пропорций и форм. А в качестве источника вдохновения выступает антропоморфность».

Глаза — еще не все

«Антропоморфность — это подражание человеческим формам, — продолжает рассуждения коллег профессор МАрхИ, руководитель направления 'Метрология гармонии' Александр Малинов, — к примеру, современный автомобиль имеет два глаза, четыре конечности, нос и выразительные скулы».

Несколько лет назад в аэропорту Франкфурта к открытию автосалона висели якобы портреты, где вместо лиц красовались передки Mercedes-Benz, Audi и BMW. Выглядело забавно, но повторять в очертаниях фар глаза — это еще не все. Чтобы получилось красиво, нужно знать правильные архетипические размеры, а также пропорциональные соотношения их частей. И эти данные «зашиты» в традиционных, порой уже забытых, мерах длины.

«Измерения в саженях, футах, ярдах и дюймах кажутся непосвященным безнадежным старьем, — пояснил мне руководитель сектора междисциплинарных исследований Института философии РАН Владимир Буданов, — но отказ от них и увлеченность системой СИ уже сыграли с Россией злую шутку. Нельзя добиться одинакового результата, просто поменяв дюйм на сантиметр. Красота уступит место унылой унификации. Поэтому половина света по-прежнему противится метру, считая, что дюймы помогают создавать более гармоничные пространства вокруг».

Человеку интересен человек

Еще римский военный инженер и ученый Марк Витрувий изложил принципы построения гармоничных объектов через подражание совершенному человеческому телу. Деятели эпохи Возрождения подняли его постулаты на щит, и великий Леонардо да Винчи изобразил так называемого Витрувианского человека как ключ к пониманию человекоразмерной гармонии. Как это можно проиллюстрировать?

Вы когда-нибудь были на автосалоне перед открытием, когда залы заставлены строительными материалами для будущих стендов? Но даже боковым зрением вы углядите среди холодных нагромождений промелькнувший вдали силуэт девушки.

В Витрувианском человеке заложена строгая последовательность размеров и пропорций. К примеру, ступня составляет четыре ладони, высота человека – четыре локтя, или 24 ширины ладони, или шесть ступней, или футов. Эти пропорции предложено брать за основу гармоничных соотношений человекоразмерных объектов. Есть они в европейских храмах, дворцах. И конечно же, в автомобилях.

Человеческая психика научена реагировать на живое и бояться мертвого. «Человеку интересен человек», и не зря он назван древними «мерилом всех вещей». Дюймы, футы, сажени, локти и тому подобные меры длины выведены из размеров человеческого тела, отчего мгновенно опознаются подсознанием, словно «живые». Поэтому традиционной системе мер веками придавались сакральные свойства. Другое дело метр.

«Проблема в том, что метр получен искусственно, как одна 40-миллионная часть парижского меридиана, и не встречается в живой природе, – продолжает Владимир Буданов. — Поэтому выглядит он инородно, как пришелец из космоса».

Знаменитый архитектор Ле Корбюзье описал это явление в своих трудах по архитектуре и назвал метр тупиковой ветвью в дизайне.

Автомобиль должен быть эмоциональным, эргономичным, а также красивым и уютным. И то и другое достигается с помощью подобия живому телу. Как же работают заветы Леонардо на практике?

Королевский размер

Возьмем эталонный автомобиль и измерим. К примеру, американский Cadillac CTS растянулся в ширину на 1834 мм, что равняется двум ярдам. Легенды утверждают, что ярд — это расстояние от кончика носа короля Эдгара до среднего пальца его вытянутой в сторону руки. Английский монарх X века слыл красавцем. Высота седана тоже аристократическая — 1440 мм. Это два аршина или две руки от плеча до запястья. Раз уж мы принялись мерить Cadillac «королями», то в длину CTS укладываются два «короля» с вытянутыми вверх руками. В общем, габариты автомобиля получились вполне «королевскими».

После Великой французской революции Европа ощутила агрессивное наступление системы СИ. Спасителем человекоразмерных величин стал известный архитектор и дизайнер Шарль Ле Корбюзье. В конце 1940-х годов он предложил при проектировании использовать модули, но для расчетов оперировать величинами системы СИ. Разработанный им «модулор» берет за основу шестифутовую английскую сажень (1830 мм). При ее делении на константу Ф – «золотое сечение» – получаются отрезки длиной 698, 432, 268 мм и т.д. Это и есть модули. Их можно применять в дизайне автомобиля.

Проделаем небольшой эксперимент и приглядимся к габаритам разных моделей BMW, Audi, Mercedes-Benz, Maserati, Jaguar. Сажени, дюймы и ярды мы встретим практически во всех премиальных европейских, английских и американских марках.

Для россиян, привыкших к метру, будет открытием, что человекоразмерные величины настолько распространены в западном дизайне, что принимаются по умолчанию в программах по проектированию. И чтобы загрузить для работы систему СИ, приходится вручную менять шаблоны в Autocad и 3D Studio MAX.

«Старые меры не спешат уходить не только по художественным соображениям, но и потому, что прописаны в технических регламентах Евросоюза», – говорит Владимир Пирожков. Европейские автомобили живут в древних городах со своими футовыми дорожками, проездами, саженными арками и горными мостами. И если машины проектировать в других единицах, то они просто застрянут на древних улицах, как Винни Пух в норе у Кролика».

«Конечно, дюймовые величины более выразительны, гармоничны и изящны. Есть в них особый шарм, и автомобили получаются особенными, — это уже мнение директора Land Rover Design Studio Ричарда Вулли, — но метр и система СИ придуманы неслучайно. Они удобны для глобальной унификации».

И тут на помощь приходят компьютерные программы, которые после завершения проекта автоматически переписывают спецификации в миллиметры. Тем самым даже современные формы концептуальных автомобилей опираются на исторический фундамент из знаний предшествующих тысячелетий, пусть эти знания и кажутся некоторым «безнадежным старьем».

Гармоничный мир

Но было бы наивно думать, что весь дизайн строится только на одном принципе. Для создания гармоничных объектов недостаточно ни дюймов, ни математических расчетов с «золотым сечением» во главе. Важна работа художника, способного превратить алгебраические константы в законченный материальный шедевр. Но и здесь не следует впадать в крайности. Сколь бы ни был талантлив художник, без знания математических закономерностей ему не удастся сделать объект эмоциональным.

Возможно, познав секреты красоты, мы перестанем крушить прошлое и начнем сооружать вокруг себя гармоничный мир с прекрасными объектами вокруг. И его уже не захочется разрушать до основания, как прежде.

Владимир Гаврилов

Вся лента