Визуальный компонент

Архитектура

Последние годы прослеживается тенденция к индивидуализации строящихся жилых комплексов. Особенно отчетливо этот тренд заметен в кварталах комфорт-класса, в которых все чаще появляются опции, еще несколько лет назад присущие исключительно домам верхнего ценового диапазона. Впрочем, и новые ЖК в масс-маркете, помимо ярких названий, дворов без машин и ландшафтного дизайна, начинают выделяться и архитектурой.

Оригинальный облик нового дома и цвет фасада теперь имеют значение для покупателей жилья

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Валерий Грибанов

Эксперты говорят, что при прочих равных покупатель скорее отдаст предпочтение зданию, построенному по авторскому проекту, чем угрюмому потомку массовых серий конца прошлого века. "От типовых безликих объектов архитектура Петербурга движется к привлекательным и ярким проектам, к современным жилым комплексам, в которых горожане чувствуют себя комфортно", — уверен Виталий Коробов, директор по развитию ГК "Аквилон Инвест".

"В борьбе за покупателя застройщики эконом-класса активно работают с внешним обликом своих жилых комплексов, все чаще вспоминая в буклетах про феномен гения места и определяющее сознание бытие. Цветовое решение и дизайн корпусов являются важными составляющими комфортной среды проживания. Они не просто помогают продавать, но и формируют благоприятную атмосферу всего квартала. Уверен, что с каждым годом проекты жилых комплексов будут все более персонализироваться, а серые массивы спальных районов со временем ждет перерождение", — рассуждает директор по продажам Seven Suns Development Алексей Бушуев.

Единственный способ

Дмитрий Коновалов, управляющий партнер Glorax Development, поясняет: "Конкуренция на рынке жилья высокая, предложений очень много. Единственный способ выделиться, не считая регулирования стоимости, — это повышение качества проектов. И здесь архитектура играет одну из главных ролей, потому что внешний вид здания — это то, что покупатель видит в первую очередь". При этом господин Коновалов указывает на то, что нельзя забывать и о других, не менее важных, параметрах проекта, ведь современный жилой комплекс совмещает в себе целый набор качественных характеристик, которые формируют комфорт проживания.

"В качественных проектах наличие архитектурных решений важно, но не является главным. Покупатели заинтересованы в комплексном проекте, в котором учтены все аспекты комфортной жизни", — согласна с коллегой Екатерина Запорожченко, гендиректор ГК Docklands Development.

Как указывают эксперты, понятие комфортного жилого комплекса довольно многогранное. Это не только сбалансированная квартирография, продуманные планировочные решения, удачное местоположение, развитая инфраструктура, благоустроенная придомовая территория, но и привлекательный внешний облик домов.

Впрочем, среди экспертов есть и скептики. Директор департамента маркетинга и рекламы ГК "ЦДС" Иван Носов говорит: "По нашему мнению, современная архитектура спальных районов в массе своей складывается следующим образом: выбранная технология строительства, исходя из экономических соображений конкретного застройщика, плюс визуальная ретушь фасадов в рекламных целях. О реальной архитектуре в общепринятом понимании речи пока не идет. За нее же кто-то должен заплатить, а именно — конечный покупатель. Массовый спрос к этому не готов, а застройщики не будут рисковать". Тем не менее, признает эксперт, вариант решения проблемы все же есть. В комплексном подходе за счет масштабности проекта можно привлекать лучших архитекторов и, выдерживая общую концепцию и единый стиль, создавать комфортную городскую среду. "Конечно, есть интересные проекты и сейчас, но отдельные качественные дома не сделают атмосферу квартала. Облик поддерживается единством, сейчас либо нет единства, либо все слишком предсказуемо", — полагает господин Носов.

Авторская доля

Заместитель генерального директора по развитию ООО "ИСК "Ареал"" Максим Радченко также полагает, что на рынке сегодня не так много девелоперов, которые реализуют интересные с архитектурной точки зрения проекты в массовом сегменте, но, указывает он, такие компании все же есть. "По нашей оценке, авторская архитектура сегодня представлена примерно в 5% ЖК демократичного бюджета, но, думаю, эта доля будет увеличиваться: ошибочность мнения, что покупатель в кризис следует исключительно за минимальной ценой, становится понятна девелоперам", — говорит эксперт.

По его мнению, практика уже показала, что покупатель действительно считает авторскую архитектуру серьезным преимуществом. "По нашим наблюдениям, продажи в ЖК с интересной архитектурой могут идти до полутора раз активнее, чем в объекте сопоставимого бюджета, локации, но более "типового" облика. Востребованы разные стили — и классика, и современная архитектура. Главное — покупатель ценит индивидуальность, продуманность и уникальность облика. Разумеется, архитектурная концепция способна поддержать спрос только в том случае, если не удорожает проект для покупателя", — рассуждает господин Радченко.

Для большинства клиентов, покупающих квартиру в проектах комфорт-класса, архитектура является одним из критериев выбора, поэтому в последнее время застройщики все больше внимания уделяют ее качеству, создавая запоминающиеся объекты. Их яркие и оригинальные фасады привлекают внимание и вносят разнообразие в существующую застройку. "Они не только утоляют "жажду цвета", но и выполняют сугубо практическую функцию — позволяют жителям ориентироваться на территории комплекса", — поясняет руководитель архитектурно-дизайнерской группы компании ЛСР Оксана Андросова.

Среди последних тенденций в архитектуре новостроек можно отметить повышенное внимание к эргономике и удобству помещений. Это касается не только квартир, но и мест общего пользования — холлов, коридоров, вестибюлей. Эксперты говорят, что однотипные и утилитарные интерьеры уже давно не востребованы. Сегодня это светлые, стильные и удобные пространства, в отделке которых используются современные высококачественные материалы.

"Мы видим, что все больше девелоперов проявляет требовательность к качеству проектных решений и выразительности архитектуры Петербурга. Они стремятся создать проект, в котором удается добиться композиционной целостности жилой среды", — говорит коммерческий директор Yolkki Village Константин Матыцын.

Геометрия в помощь

В последние несколько лет девелоперы активно принялись за использование разнообразной цветовой гаммы в отделке фасадов своих проектов. Эта тенденция прослеживается наиболее четко в районах комплексной застройки на окраинах города. В таких локациях высока девелоперская конкуренция, поэтому, чтобы выделить свой проект среди остальных, девелоперы используют яркие цвета, геометрические рисунки и даже живопись на фасадах своих новостроек. Разнообразие палитры широко представлено в Мурино в таких проектах, как "Новая Охта. На речке", "GreenЛандия", "Краски лета", "Цвета радуги", "Северная палитра" и "Мурин Град"; в Кудрово это проекты "Семь столиц", "Вернисаж", "Новый Оккервиль" и "Гольфстрим", в Шушарах — Union и Nordica, а также "Дом с жирафом".

В центральных районах города соблюдается историческая концепция градостроения, девелоперы часто используют нестандартные проектные решения в устройстве конструкций зданий и высококачественные декоративные материалы. Такой подход слишком дорогостоящ для спальных районов, где девелоперы стремятся максимально использовать высотность здания, чтобы реализовать как можно больше площади. Поэтому цветовая отделка фасадов здесь наиболее актуальна. При выборе цветов в основном используются теплые оттенки желтого, зеленого, синего. Эти цвета направлены на поднятие настроения, снижение эмоциональной нагрузки, создание комфорта и уюта, что немаловажно в условиях комплексной застройки.

"Такой подход к архитектуре новостроек на окраинах города имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, жители таких кварталов получают эстетическое и эмоциональное насыщение, наблюдая каждый день яркие цвета, но с другой — не сохраняется единая целостность жилой среды района ввиду изобилия дизайнерских решений", — рассуждает Анастасия Александрова, ведущий аналитик E3 Group.

"У нас не так много солнечных дней, а распространенные серые и бежевые тона застройки, особенно в пасмурную погоду, удручающе действуют на людей", — говорит Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена", настаивая на том, что оформление фасадов должно быть ярким.

Цветовое излишество

Впрочем, Алексей Муравьев, директор по маркетингу ООО "Управляющая компания "Новоселье"", считает, что в городе есть локации (Кудрово, Мурино), где смешение стилей приводит к головокружению. "Мне кажется, более правильно говорить не о безликости, а о нефункциональности, отсутствии комфорта. Полагаю, что это более важные факторы при выборе жилья, чем раскрашенный фасад и авторские архитектурные проекты", — полон скептицизма эксперт. По его мнению, на комфорт проживания архитектурный облик влияет только при обеспечении базовых требований к комфорту — отсутствию студий в проекте, что влечет за собой более низкую плотность населения. К комфортной жизни господин Муравьев относит квартальную застройку или как минимум закрытый забором по периметру двор без машин, игровые и спортивные детские площадки, хорошую отделку мест общего пользования, доступные машино-места на парковке, зоны рекреации. "И вот если здесь архитектура безликая, то жить в доме будет комфортно все равно. А при обратной ситуации, когда нет ничего, что может обеспечить комфорт проживания, никакие архитектурные изыски не помогут и не повлияют на создание ощущения комфорта у жителей", — говорит эксперт.

Светлана Денисова, начальник отдела продаж ЗАО "БФА-Девелопмент", резюмирует: "Наша эпоха 2010-2020-х годов останется в истории архитектуры Петербурга как время тотальных неудач. Нет никаких оснований говорить даже о поиске новых решений, нет общественного запроса на другое качество архитектуры, не прослеживается стремление архитекторов пояснить свою точку зрения. Нужно специально работать над популяризацией взглядов, над формированием вкусов, потому что, например, фасадные решения оцениваются покупателями едва ли не в последнюю очередь, им придается невысокая значимость при выборе квартиры. Зачастую мы слышим отзывы об устаревших затертых панельных домах как о вполне приемлемых. Коль скоро нет запроса, девелопер не будет идти на дополнительные усилия по повышению качества архитектурных решений. Можно констатировать, что даже простые вещи, такие как тотальное остекление, достаточно долговечные навесные фасады из керамогранита, уже представляются большим благом и особо преподносятся в кампаниях по продвижению объектов. Иные критерии просто отсутствуют в шкале потребностей у покупателей. В нашем городе очень восприимчивый народ, и если бы в общественном сознании была заявлена эта дополнительная ценность — жить в новаторском доме, с яркой архитектурной выразительностью, то застройщики бы пошли навстречу. Но в настоящее время мы видим, что эта сторона проекта отдельным образом продвигается только в сегменте бизнес-класса и выше, да и то речь идет преимущественно о ссылке на зарубежные авторитеты".

Недавно компания Bonava провела исследование в восьми странах своего присутствия, по итогам которого был посчитан индекс удовлетворенности жилой средой. В Петербурге этот показатель составил 66, в то время как среднее значение по странам присутствия Bonava — 72. Самое высокое значения индекса удовлетворенности жилой средой в Швеции — 79. Одним из важных показателей для жителей Санкт-Петербурга стала особая атмосфера жилого комплекса, создаваемая, в том числе, узнаваемостью и яркостью архитектуры, а также способностью жителей влиять на то, как будет развиваться их микрорайон.

"Скандинавские стандарты строительства, которые включают и шведскую архитектуру, — это концепция комфортного жилья, на которую ориентируются наши проектировщики и архитекторы. Из-за того, что в каждой стране свои нормы строительства, мы не можем "под кальку" скопировать проект, который Bonava строит в Швеции. Специалисты Bonava перенимают логику шведских проектов, их эргономику, рациональность и функциональность и создают оригинальный проект, который отвечает требованиям российского градостроительного законодательства", — рассказал Александр Свинолобов, директор по развитию Bonava в России.

Вся лента