В карельском щебне не нашли конкуренции

ФГК пожаловалась в ФАС на посредника

Федеральная грузовая компания (ФГК) ОАО РЖД предприняла встречный ход после претензий властей Карелии. Регион жаловался в ФАС на дефицит вагонов для вывоза щебня. ФГК в свою очередь попросила ФАС возбудить антимонопольное дело против "Промнерудтранса" — местного посредника, привлекающего вагоны для перевозок щебня. Компания считает, что "Промнерудтранс" занимался "координацией экономической деятельности", ограничивающей конкуренцию, а власти региона лоббировали его интересы. Юристы не исключают обоснованность этих претензий.

Фото: Павел Кассин, Коммерсантъ

Как стало известно "Ъ", гендиректор ФГК Алексей Тайчер 18 апреля попросил главу ФАС Игоря Артемьева возбудить антимонопольное дело против "Промнерудтранса" (копия есть у "Ъ").

"Промнерудтранс" — посредник, организующий вывоз щебня из Карелии. При создании в 2011 году 90% компании принадлежало гендиректору Андрею Громовому, еще 10% — ОАО "Корпорация развития Республики Карелия". Сейчас, по СПАРК, владельцем последних 10% является Марина Громовая.

В ноябре 2015 года глава региона Александр Худилайнен писал ОАО РЖД о необходимости работы с "Промнерудтрансом" и предоставлении ему вагонов. А в 2017 году врио губернатора республики Артур Парфенчиков просил ФАС обратить внимание на проблемы с вывозом щебня (см. "Онлайн" от 23 марта). Тогда источники "Ъ" не исключали, что именно это обращение могло стать поводом для проверок ФАС в отрасли (затронули ФГК). Господин Парфенчиков отмечал, что из-за дефицита полувагонов и высоких цен щебеночники Карелии потеряли конкурентоспособность.

Алексей Тайчер в письме указывает, что "Промнерудтранс" не имеет вагонов и использует для перевозки парк других операторов, "вводя в заблуждение клиентов". По данным ФГК, "Промнерудтранс" определяет операторов, у которых берет вагоны, и согласовывает вид и объемы грузов, график отгрузок и направления поставок. Это в ФГК считают "координацией экономической деятельности", нарушающей закон о конкуренции, который запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами. ФГК сочла обращение региона в ОАО РЖД "лоббированием интересов" "Промнерудтранса".

Как говорит источник "Ъ" на рынке, Андрей Громовой руководит комиссией по железнодорожному транспорту в "Опоре России" и через эту организацию жаловался в ОАО РЖД на то, что ФГК не хочет работать с "Промнерудтрансом" и создает искусственный дефицит вагонов. Вчера в правительстве Карелии не смогли предоставить "Ъ" оперативный комментарий, господин Громовой не был доступен для звонка. В ФАС подтвердили "Ъ", что получили письмо ФГК и изучают его.

Ранее среди причин проблем с вывозом щебня называлось снижение парка полувагонов ФГК. В письме Артура Парфенчикова говорилось, что в 2016 году в Карелии обеспечение полувагонами ФГК "уменьшилось в 1,5 раза, с 53,4 тыс. до 35,8 тыс. вагонов", а в конкурентных регионах, наоборот, выросло. Как сообщили "Ъ" в ФГК, в первом квартале погрузка компании по Октябрьской железной дороге увеличилась почти вдвое, до 4,9 тыс. вагоноотправок, в Карелии — с 1,6 тыс. до 3,7 тыс. вагоноотправок. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что щебень из Карелии везут в Москву окольными путями, а более года назад были введены тарифы, которые делают транспортировку дороже. Конкуренцию карельскому составляет украинский щебень, который, несмотря на запрет, везут через Белоруссию. Плюс к тому, говорит собеседник "Ъ", для щебня из Карелии ранее использовали порожние вагоны на обратном пути после перевозки угля в порты. Сейчас туда в основном уголь везет СУЭК в инновационных вагонах, на которые есть скидка на порожний пробег, брать щебень менее выгодно.

Гендиректор юркомпании "НП-Эдвайс" Наталья Пантюхина назвала претензии ФГК по недобросовестной конкуренции "вполне обоснованными". Сайт компании и ее типовой договор могут создать впечатление, что услуги предлагает оператор подвижного состава, отмечает эксперт. По ее оценкам, может быть обоснована и претензия по координации деятельности, "это важно подтвердить обращениями к карельским предприятиям, что лучше работать с "Промнерудтрансом"". "Письма губернаторов свидетельствуют о попытке предоставить преимущество компании и изменить в ее пользу условия перевозок",— подчеркивает госпожа Пантюхина. По ее оценкам, последствия могут быть различны: "100-500 тыс. руб. за недобросовестную конкуренцию, 1-5 млн руб. за координацию, оборотный штраф 1-15% с оборота за антиконкурентное соглашение".

Наталья Скорлыгина, Анастасия Веденеева, Андрей Райский

Вся лента