Отправляясь в плавание

Что будет с проектом «Корабль «Брюсов»

Теплоход уберут с Крымской набережной в соответствии с решением суда, который признал, что арт-судно возле «Музеона» работает с нарушениями. Всем кафе и магазинам дали месяц на то, чтобы съехать. Кому не угодил корабль «Брюсов»? И какова теперь его судьба? Об этом — Яна Лубнина и Яна Пашаева.

Фото: brusovship.ru/space

Когда почти три года назад корабль «Брюсов» реконструировали в культурное пространство с шоурумами и галереями, СМИ назвали его главным открытием лета и успели заговорить о начале положительных изменений на московской воде. По утрам на палубе проходят занятия йогой с видом на храм Христа Спасителя и «Красный октябрь», по выходным устраиваются вечеринки и кинопоказы, а в каютах располагаются десятки магазинов концептуальной одежды и кафе, есть даже отделение банка. Правда, арендаторы постоянно сменяются: власти зачастили с проверками, и владельцы магазинов и заведений стали нервничать.

Последние два года управляющие теплохода пытались договориться с властями о сохранении проекта. Но накануне суд постановил — судно эксплуатируется без договора водопользования и до начала сезона речной навигации должно быть убрано из центра. На «Брюсове» были уже морально готовы к такому решению, хотя и не разделяют позицию властей, рассказал создатель дизайн-завода «Флакон» и арт-корабля «Валерий Брюсов» Николай Матушевский.

«Корабль «Брюсов» — это точно не дебаркадер, а некий социальный проект. Пока шли суды, мы вели переговоры с городом. Но сейчас настало время закрыть проект. Это единственный креативный кластер в мире на воде. Корабль «Брюсов» был успешным и прибыльным», — сказал он.

Война с дебаркадерами в Москве началась еще при Юрии Лужкове, в 2007 году, и продолжается до сих пор. Власти считают, что плавучие пристани портят вид набережных и наносят вред окружающей среде. Ситуация с «Брюсовым» — продолжение этой борьбы, считает председатель Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов.

«Водные объекты могут располагаться на воде только на основании договора водопользования. В Москве они, в соответствии с Водным кодексом, практически не заключаются. Получается, де-юре теплоход у Крымской набережной стоит с незаконно», — подчеркнул он.

Если руководство корабля подозревало, какая судьба ждет их детище, то для многих арендаторов решение суда стало сюрпризом. Теперь они в срочном порядке вынуждены искать новые помещения. Об этом рассказала основатель дизайн-студии The Bakery Design Studio Анна Хмелевская.

«Здесь постоянно организовывались презентации, мастер-классы, которые были абсолютно бесплатными. Теперь корабль закрывают. Конечно, мы крайне этим недовольны. Нас предупредили об этом только за месяц», — рассказала она.

Владельцы компаний признаются, что снимать помещения на теплоходе было выгодно: они обходились дешевле, чем стандартные квадратные метры в центре. Правда, сделка предусматривала ремонт за счет арендатора — в среднем около 100 тыс. руб. Так что переезд сопряжен с денежными потерями, отметила совладелец марки одежды Souldeep Юлия Сафиулина.

«Сейчас у нас как раз планируется запуск летней коллекции. Нам нужно много света, поэтому мы еще заняты поисками подходящего нового помещения, возможно, с ремонтом. Мы очень сильно ждали летнего сезона. Были большие планы на туристов», — поделилась она.

Интересно, что когда «Брюсов» причалил к Крымской набережной, уровень воды был на метр ниже. Теперь, чтобы его вывезти, придется демонтировать верхнюю палубу. А уплыть он может не только из центра Москвы, но и за пределы региона. Создатели «Брюсова» ведут переговоры с компаниями из Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода и Чебоксар.

Все, кто планировал посетить корабль «Брюсов» в апреле, смогут беспрепятственно это сделать. Кинопоказы, вечеринки и концерты, стоящие в расписании до середины мая, состоятся по плану. Затем компании начнут переезд.

Вся лента