Виртуальный учет

Как «налог на Google» отразится на ценах

Иностранные компании приготовились платить так называемый «налог на Google». Около 100 игроков встали для этого на учет в ФНС, пишет газета «Ведомости». Среди них — Apple, Google, Microsoft, Facebook и Netflix.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

С этого года зарубежные фирмы, которые продают виртуальные товары или услуги в России, должны отчислять НДС – 18%. Некоторые компании уже объявили о повышениии цен, а кто-то не собирается перекладывать нагрузку на потребителей.

Google первой сообщила россиянам о подорожании своих продуктов. Еще в декабре она включила НДС в стоимость подписки на хранилище «Google Диск». Позднее это распространилось на сервис «Google Play Музыка».

Онлайн-магазин Amazon предупреждал о подорожании услуг на платформе Amazon Web, а его конкурент eBay собирался включить «налог на Google» в счета на свои услуги для российских продавцов.

Повысить стоимость контента на 20% также планировал производитель консолей и разработчик игр Nintendo, а создатель игры World of Tanks компания Wargaming, наоборот, обещала взять уплату НДС на себя.

С 3 апреля компания Apple увеличила на 16% стоимость годовой подписки на сервис iTunes Match. Он позволяет хранить и загружать новую музыку на все устройства, подключенные к Apple ID. «Налог на Google», однако, не затронул покупки в Apple Music — НДС за них компания будет выплачивать сама. Ценники в магазине AppStore также не изменились.

НДС отчисляется каждый квартал, первые выплаты от зарубежных интернет-компаний поступят 25 апреля. По расчетам чиновников, от «налога на Google» бюджет получит до 10 млрд руб. в год.

Собрать такую сумму вполне реально, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков: «По итогам прошлого года, наш сегмент интернет-торговли, если брать товары, приблизился к 1 трлн руб. Что касается нематериальных товаров, — мультимедиа, программного обеспечения, музыки, фильмов — этот сегмент растет действительно очень высокими темпами, и 10 млрд руб. — это та база, которая в принципе должна быть собрана по итогам 2017 года. Проблема будет только в собираемости этих налогов. Крупные добросовестные компании, безусловно, пойдут на то, чтобы исполнять все нормы законодательства. А вот у небольших по объемам продаж из России компаний, у которых не столь радикальные цифры, уже будет возникать вопрос, насколько им это целесообразно».

По словам представителей ФНС, риск того, что иностранные интернет-компании будут уклоняться от уплаты НДС, минимален. Налоговики смогут получать информацию от банков, платежных систем и процессинговых центров и сопоставлять ее с отчетностью фирм.

Отследить продажу медиаконтента юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям легко, а вот с гражданами все будет гораздо сложнее, отметила старший эксперт практики налогового консалтинга ФБК Право Алеся Хомич: «Если мы говорим о предоставлении этих услуг частным физическим лицам, то здесь совершенно не представляется возможным понять, как отследить факт оказания услуг. По идее, сама иностранная организация должна уведомить налоговые органы о том, что ею была совершена соответствующая облагаемая операция. Будет ли законопослушным выполнение со стороны иностранных компаний – это остается на их совести. И второй момент — каким образом привлекать их к ответственности, если, предположим, у них на территории Российской Федерации нет ни счетов в банках, ни какого-либо имущества».

Почти половина зарубежных компаний, которые зарегистрировались в ФНС для уплаты налогов в России, продают программное обеспечение и компьютерные игры, 30% предлагают музыку, фильмы и книги и около 15% — это торговые площадки и сервисы онлайн-бронирования. Такие оценки приводит газета «Ведомости».

Юлия Кошкина

Вся лента