Жарр пустыни

Шоу "Zero Gravity" на Мертвом море

Концерт электронная музыка

Свое светомузыкальное шоу Жан-Мишель Жарр впервые реализовал не в рукотворном, а в природном ландшафте

Фото: Erik Voake

Французский музыкант Жан-Мишель Жарр реализовал самый амбициозный проект за всю свою карьеру — устроил концерт на берегу Мертвого моря, у подножия горы Масада, на самой низкой части суши. Как выяснил Борис Барабанов, выступление под названием "Zero Gravity" ("Нулевая гравитация") — только начало серии концертов месье Жарра в проблемных точках Земли.

Полтора года назад, находясь на финальной стадии записи альбома "Electronica", Жан-Мишель Жарр получил предложение выступить в Израиле. Речь шла о единственном в своем роде выступлении, которое должно привлечь внимание общественности к экологическим проблемам мелеющего Мертвого моря. Концертную площадку было предложено разместить у подножия горы Масада — в том месте, где Израильская опера в последние годы показала несколько пленэрных спектаклей.

Идея выступить в пустыне показалась Жан-Мишелю Жарру удачным продолжением серии его шоу, непременным условием которых является уникальная светомузыкальная драматургия. До сих пор эти многолюдные и дорогостоящие проекты осуществлялись Жарром в уникальных рукотворных декорациях — на площади Согласия в Париже (1979), в лондонских доках (1988), у стен МГУ (1997), у подножия египетских пирамид (1999). Соглашаясь сыграть на берегу Мертвого моря, Жан-Мишель Жарр впервые столкнул свои фантазии с самой природой. Местность, где ему предстояло установить сцену, экраны и лазеры,— на 430 м ниже уровня моря, атмосферное давление здесь на 15% выше нормы, а содержание кислорода — на 10%. Для музыканта, чей самый популярный альбом называется "Oxygene" ("Кислород", 1976), все это выглядело как вызов, который невозможно не принять.

В одном из анонсирующих интервью музыкант коснулся темы сворачивания Дональдом Трампом экологических программ, начатых Бараком Обамой, и сообщил, что его шоу станет частью сопротивления "всем трампам этого мира". Заявление попало в заголовки газет, и проект господина Жарра сразу стали называть "антитрамповским", сместив фокус с экологической повестки на политическую. Впрочем, вряд ли кому-то в этом регионе удается вовсе не учитывать политический фон: в конце концов от Масады до Дамаска всего 250 км.

А за несколько часов до начала шоу на подъездах к Масаде выстроилась огромная пробка из автомобилей со зрителями. Она напоминала караван, движущийся к месту встречи с инопланетным разумом из фильма Стивена Спилберга "Близкие контакты третьей степени". На площадку зрителей долго не пускали: в пустыне разыгралась стихия. Скорость ветра достигала 85 км/ч, ограждения валились, палатки техслужб взлетали в воздух. В этот сезон сильный ветер здесь нормальное явление, и все-таки синоптики назвали происшедшее ураганом. Но буквально за полтора часа до выхода Жан-Мишеля Жарра на сцену ветер как по мановению волшебной палочки прекратился. 7,5 тыс. зрителей заняли свои места. Среди них было много выходцев из СССР — они знают Жарра лучше прочих израильтян.

В основном шоу было построено на материале прошлогоднего турне в поддержку альбома "Electronica". Как и в прошлом году, на сцене композитору помогали двое перкуссионистов, а сам маэстро находился внутри многослойной экранной системы. Новых компаньонов было двое. Во-первых, отдельного представления удостоился дрон с русским именем "Игорь", который барражировал над сценой и зрителями. Во-вторых, к Жарру присоединилась израильская певица с азербайджанскими корнями Кама Камила, певшая изумительно,— даже странно, что в России ее до сих пор не знают. Этот номер был приготовлен композитором специально для израильского концерта. В общей сложности Жарр написал для него четыре или пять новых произведений, включая две вариации на тему "Oxygene" и переработку пьесы "Miss Moon".

Не обошлось без обязательной "лазерной лиры", и в случае с этим трюком ураган пришелся кстати. Чтобы игра на лазерных лучах выглядела максимально эффектно, месье Жарру обычно нужно много дыма. Здесь же стихия подняла в воздух столько пыли, что лучи добивали буквально до звезд. "Сегодня нас видно даже с Марса",— предположила в беседе с корреспондентом "Ъ" организатор и режиссер шоу Александра Журан.

Амбиции у них с Жан-Мишелем Жарром действительно космические. Среди прочего они планируют еще около десятка подобных представлений в экологических болевых точках земного шара. Таким образом Жарр намерен воздействовать на "акупунктуру Земли".

Шоу у Масады было приключением, отчасти напоминавшим фестиваль Burning Man в пустыне Невада. Ясно, что аудитория зрелища такого рода в основном молодежь, на которую и рассчитан танцевальный альбом "Electronica". Однако основная публика француза воспитана альбомом "Oxygene". Многие предпочли возлежать или восседать у сцены, внимая синтезаторному эмбиенту. Казалось, музыкант все еще не нашел то универсальное созвучие, которое объединило бы обе категории слушателей. Чтобы найти общий язык с пришельцами, героям "Близких контактов..." Спилберга потребовалась музыкальная фраза из пяти нот. 68-летний Жан-Мишель Жарр, похоже, не успокоится, пока не найдет свой ключ. Место для начала поисков он выбрал правильное.

Вся лента