Государство погонится за серым

В автопроме наедут на контрафактные детали

Минэкономики подсчитало, что половина запчастей на российском авторынке — контрафакт, и выступило за борьбу с подделками. Одним из вариантов министерство называет чипизацию деталей по аналогии с пилотным проектом по маркировке меховых изделий. Автодилеры предлагают бороться с серыми продавцами запчастей за счет лицензирования сервисных центров. Но автоконцерны скептично относятся к обеим идеям, а эксперты предлагают сделать чипизацию деталей условием прохождения техосмотра.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

Российский рынок запчастей и автокомпонентов составляет порядка $40 млрд в год, рассказал во вторник замдиректора департамента развития секторов экономики Минэкономики Павел Финк на заседании комиссии РСПП по автопрому и сельхозмашиностроению и экспертного совета комитета Госдумы по экономполитике. При этом на рынке запчастей — 50% контрафакта и 80% импорта, отметил он. По словам чиновника, для стимулирования российских производителей нужно, в частности, сконцентрировать усилия на борьбе с контрафактом. В Минэкономики "Ъ" пояснили, что для пресечения контрафакта сейчас реализуется пилотный проект по маркировке (чипизации) меховых изделий, по запчастям — "как вариант, может быть применен аналогичный подход". Для этого ФНС создала базу по отслеживанию меховых изделий — от изготовления до продажи. Цена контрольного знака — не более 22 руб. за штуку. Актуальных результатов пилота пока еще нет, говорят в Минэкономики.

В Минпромторге рассказали, что маркировка мехов с августа 2016 года показала себя наиболее эффективным инструментом противодействия незаконному обороту продукции. Министерство заинтересовано в расширении списка товаров, подлежащих маркировке, "в наиболее короткие сроки". Сейчас Минпромторг прорабатывает введение маркировки на обувь, древесину, авиакомпоненты и др., но для адаптации бизнеса к нововведению нужно учитывать удельную стоимость единицы продукции, рыночную конъюнктуру и т. д.

Проблемой контрафакта озадачены и автодилеры — в кризис сервис стал ключевым источником доходов. Ассоциация российских автомобильных дилеров (РОАД) направила в Минпромторг письмо (есть у "Ъ"), в котором представила свои идеи по борьбе с серыми сервисами. Предложено "законодательно закрепить регулирование рынка сервисных услуг", подвергнув их лицензированию и создав "инструмент контроля качества со стороны государства". Кроме того, необходимо зафиксировать квалификационные требования к сотрудникам и поставщикам запчастей. В РОАД полагают, что это защитит потребителей от продукции и услуг низкого качества. В Минэкономики осведомлены об этом, но "вопрос требует проработки". В Минпромторге позиция "пока не сформирована".

Но источник "Ъ" среди автоконцернов говорит, что потребителя уже защищает закон и сам производитель — выдавая сервису статус официального. Никто не заинтересован в поддержке серых дилеров, замечает он, но "нельзя сделать выбор за покупателя". Другой источник "Ъ" в отрасли считает, что лицензирование принесет дополнительные издержки, которые поднимут цены для покупателей, при этом, по его мнению, "серый рынок никуда не денется и в него будет уходить только больше людей". Кроме того, рассуждает он, официальные сервисы почти никогда не чинят даже простые детали: "Зачем чинить, если можно продать новую запчасть втридорога — и дистрибутор рад, и дилер, выполнивший план". Поэтому люди и предпочитают чинить машины у серых дилеров, заключает собеседник "Ъ". Но и идею Минэкономики распространить маркировку на запчасти он не поддержал — "лишние хлопоты". В отрасли замечают, что на запчастях и так есть защита: "Есть код или номер, его можно всегда проверить на горячей линии или у дилера".

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что обе идеи сырые: "Идея Минэкономики требует доработки в плане реализации, чип на детали третьего уровня не поставить. Лицензирование не заработает, поскольку те, кто сейчас работает всерую, белее от этого не станут". В борьбе с контрафактом эксперт предлагает на начальном этапе чипировать составные компоненты первого уровня и проверять наличие чипов при техосмотре: если их нет, то ТО не получить. Тогда владельцы начнут интересоваться "чистотой происхождения", рассуждает он.

Яна Циноева

Вся лента