"Западные университеты готовят не к конкретной узкой специальности, а к профессиональной деятельности"

Эксперт

Подготовка к поступлению в вуз — одна из самых ответственных задач для ученика и одно из самых важных решений для родителей. Где лучше помогут развить soft skills? Чем отличаются западные методики обучения от российских? В чем плюсы дистанционных занятий? На эти и другие вопросы ответил АЛЕКСАНДР ГУСТЫРЬ, руководитель центра обучения и аттестации по российским и международным программам "Алгоритм", эксперт и консультант Национального фонда подготовки кадров, ИИТО ЮНЕСКО, Британского совета.

Фото: Пресс-служба «Алгоритм»

— Как вы оцениваете состояние российского образования сегодня, учитывая реформирование системы ЕГЭ, сокращение часов по некоторым гуманитарным предметам, введение единых учебников истории?

— Понимая необходимость стандартизации в школьном образовании, убежден тем не менее в опасности нарушения меры в этом отношении и установления чрезмерного единообразия. Введение же единых учебников, особенно по гуманитарным дисциплинам, считаю именно таким нарушением меры. Думаю, главная задача школьного образования не воспитание единомыслия, а формирование культуры мышления. А культура и самостоятельность мышления, способность вырабатывать свой взгляд на вещи, в частности объективный взгляд на события истории, в значительной степени зависят от представленности в учебном процессе разных точек зрения. Кроме того, и гуманитарные, и любые другие понятия лучше всего формируются и усваиваются, если даются в полемическом, дискуссионном ключе.

Сокращение часов по гуманитарным предметам в целом как тенденцию я тоже не приветствую. Очевидно, что без гуманитарной культуры, без гуманитарного образования невозможно вообще никакое полноценное образование. И как показывают социологические опросы школьников и студентов, в том числе москвичей, уровень гуманитарных знаний сейчас удручающе, если не катастрофически, низкий.

— То есть количество учебных часов нужно прибавлять?

— Я бы сказал, что простое увеличение часов немногое меняет, если не меняются методика преподавания, принципы обучения. Очень жаль, например, что из сегодняшней российской школы практически ушли сочинения. Сейчас они, правда, возвращаются в 11-м классе — как предэкзаменационные перед ЕГЭ, но в старой советской школе сочинения писали уже в младших классах, а начиная с пятого класса — много и регулярно. Поэтому ее выпускники намного лучше умели письменно излагать свои мысли.

Мы в нашем центре сознательно увеличиваем число письменных работ — при обучении и по российским, и по британским школьным программам, поскольку без умения хорошо писать сочинения и эссе, которое достигается только практикой, успешно подготовиться по гуманитарным предметам к итоговым школьным британским экзаменам GSCE и A-level просто невозможно. И тем более невозможно успешно учиться потом в британском университете, где им предстоит выполнить множество таких работ. Главное же, все наши выпускники, по какой бы программе они ни учились, должны уметь письменно излагать свои мысли, формулировать и аргументировать тезисы, что очень часто будет им нужно и в профессиональной деятельности, и вообще в жизни.

— Насколько гармонично распределено учебное время и время внеклассной работы в школах? Насколько важна проектная работа, которую школьники должны вести самостоятельно?

— Проектная деятельность входит в образовательные программы и российской, и западных школ не только как форма внеклассной активности, но и как обязательная форма учебных занятий. И это, конечно же, очень важное и полезное дело, которое развивает детей, приучает к исследовательской и поисковой деятельности, к самостоятельной работе с материалами. Если проект хорошо продуман, хорошо составлен, то школьники, выполняя его, должны применить знания самых разных предметов, искать информацию в разных предметных областях. Это очень полезно.

— Западное образование ценится выше российского, что подтверждают рейтинги университетов. В чем причина?

— На мой взгляд, одна из причин в том, что образование в ведущих западных университетах, в частности в британских, в значительно большей степени, чем в наших вузах, направлено не только на получение студентами собственно профессиональных знаний, но и на развитие так называемых soft skills: креативного мышления, способности решать проблемы, умения работать в команде, в частности участвовать в групповой проектной деятельности...

То есть западные университеты готовят не к конкретной узкой специальности, а к профессиональной деятельности в широкой предметной области. И формируют не специалиста, а профессионала, способного выйти за рамки узкой профессии, расширить ее границы, быть успешным на разных поприщах. Университетское образование поэтому в значительной степени построено на дискуссиях, на формировании групповых проектов, на самостоятельном исследовании. Студент работает с большим количеством материалов самостоятельно. Когда он выходит из университета, у него нет функциональной беспомощности, часто сочетающейся даже с глубоким знанием отдельных предметов, которая, к сожалению, нередко свойственна выпускникам наших университетов.

— Получается, особую роль играют преподаватели и наставники. Кто работает в вашем центре и по каким программам?

— В "Алгоритме" можно учиться как по российским, так и по британским профилированным общеобразовательным программам: готовиться к российским ОГЭ и ЕГЭ и к соответствующим британским экзаменам GSCE и A-level. Причем можно выбирать разные варианты сроков и интенсивности обучения, готовиться по всем или части предметов. Скажем, пройти российскую школьную программу 10-11-х классов и подготовиться к ЕГЭ за один год. Многие наши учащиеся осваивают эти программы параллельно, например, обучаясь в британской школе по программе A-level, готовятся у нас к ЕГЭ плюс берут дополнительные курсы "Алгоритма" по отдельным предметам A-level, чтобы лучше сдать их в Великобритании. Или готовятся и к ЕГЭ, и к A-level у нас.

Поскольку "Алгоритм" — аккредитованный экзаменационный центр Edexcel International, крупнейшего экзаменационного института Великобритании, мы сами принимаем экзамены GSCE и A-level, и сдать их в "Алгоритме" можно, не выезжая из Москвы.

Так как основные наши программы — это школьные программы подготовки к российским и международным итоговым экзаменам, в "учительскую команду" центра входят как российские преподаватели, так и преподаватели из США, Канады, Великобритании. Хотя средний возраст членов команды — 32 года, все они с большим опытом подготовки к экзаменам, прекрасно знающие все соответствующие процедуры, стандарты и требования.

Преподаватели, тьюторы и эксперты "Алгоритма" обеспечивают не только подготовку по всем предметам школьных и целевых экзаменационных программ в соответствии с установленными для этих программ стандартами и требованиями, но и индивидуальное сопровождение, мониторинг успеваемости, консультации каждого учащегося и его родителей на всех этапах обучения: от входной диагностики, выбора и определения программы до подготовки документов и собеседования при поступлении в университет.

Большую часть занятий британские преподаватели и преподаватели из США и Канады проводят онлайн, так как все наши международные программы реализуются в смешанной форме, на основе сочетания очных и дистанционных занятий.

— "Алгоритм" является крупнейшим центром онлайн-обучения. Расскажите о преимуществах дистанционных занятий?

— Прежде всего в дистанционной форме у нас могут учиться (и учатся) и по российским, и по международным программам школьники со всех концов света и России: от Торонто до Токио и от Калининграда до Южно-Сахалинска. Онлайн-обучение позволяет параллельно учиться по российским и международным школьным программам, сочетать учебу с профессиональными занятиями спортом, музыкой, дизайном... Разработанные в "Алгоритме" оригинальные технологии проведения онлайн-занятий и онлайн-управления учебным процессом его участниками, мультимедийные и интерактивные материалы учебного интернет-портала делают обучение по нашим онлайн-программам и более удобным, и интересным, и более эффективным.

Школьники же, живущие в Москве и ближнем Подмосковье, сочетают онлайн-занятия с занятиями в аудиториях учебного центра "Алгоритма" на Лубянке.

— У вашего учебно-экзаменационного центра широкие партнерские связи с зарубежными коллегами. Расскажите о них.

— Мы сотрудничаем, например, со многими британскими Sixth Form и Tutorial колледжами (в частности, с Rochester Independent College, Cardiff Sixth Form College). Это учебные заведения, которые тоже готовят старшеклассников к экзаменам GSCE и A-level. Среди партнеров "Алгоритма" в Азии можно выделить крупный гонконгский учебно-экзаменационный центр ITS Educations Asia, как и "Алгоритм", готовящий по международным школьным программам, в том числе в онлайн-школе, и принимающий международные экзамены.

— Что, по-вашему, обозначает термин "образование нового поколения" в условиях быстро меняющегося мира, развитых информационных технологий, скорости и оперативности?

— Мы считаем, что именно современное университетское образование, которое дают ведущие мировые университеты,— это образование нового поколения, так как эти университеты обеспечивают максимум возможностей своим выпускникам, способным не только успешно приспособиться к быстро меняющемуся миру, но управлять его изменениями. Задача же нашего центра, во-первых, помочь выбрать один из этих университетов и факультет (департамент) университета, наиболее соответствующий склонностям и способностям нашего ученика, во-вторых, предложить ему оптимальную программу подготовки к поступлению — алгоритм достижения поставленной цели — и осуществить эту программу, сопровождая, обучая, консультируя на всех этапах, поворотах и перекрестках "дорожной карты". Отсюда и название центра — "Алгоритм".

Кира Кочарян

Вся лента