К взлету готовы!

Тенденции

Стадия экстенсивного роста российского рынка доверительного управления заканчивается. Большинство кэптивных компаний ждет незавидная участь слияния с пенсионными фондами. Борьба рыночных компаний за средства институциональных и частных инвесторов будет обостряться. И в выигрыше будут те из них, кто не только предложит высокие компетенции по управлению средствами, но и обеспечит технологические преимущества по привлечению клиентов.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Курс на конкуренцию

Пейзаж на рынке доверительного управления стремительно преображается. С одной стороны, как свидетельствуют данные Национальной лиги управляющих, количество управляющих компаний (УК) уверенно сокращается. Еще два года назад на рынке работало более 400 УК, а уже на начало 2017 года их число сократилось до 338. По итогам первого квартала текущего года оно уменьшилось до 327 компаний. Но если в предшествующие два года на рынке прошли несколько сделок слияния и поглощения (M&A), как по покупке крупных управляющих компаний, так и по приобретению паевых фондов, то в 2016 год заметных сделок уже не было. Как отмечает гендиректор "Альфа-капитала" Ирина Кривошеева, из индустрии уходят мелкие и средние игроки и сокращается количество кэптивных УК, не выдерживающих роста регуляторной нагрузки. В результате, по ее мнению, на рынке осталось мало компаний, "потенциально интересных крупным покупателям". По словам заместителя гендиректора по работе с частными клиентами ИК "Атон" Григория Седова, слияния и поглощения происходят в период консолидации рынка, когда слабые, нерентабельные участники ищут возможность выйти из бизнеса, а сильные крупные игроки копят силы, чтобы реализовать преимущества на хорошем рынке. Но на текущий момент большинство ключевых участников рынка управления активами уже сделали ставку на рост бизнеса, отмечает он.

С другой стороны, объем средств под управлением растет, хотя темпы этого роста снижаются. Согласно данным "Ъ", собранным со 100 управляющих компаний, которых можно назвать публичными, объем средств под их управлением на конец 2016 года приблизился к 5,2 трлн руб., прибавив за год 16,1%. В 2015 году темпы роста превысили 35%. Во многом замедление темпов роста было связано с замедлением поступления средств в сегменте пенсионного накопления, который обеспечивает приход средств выше, чем по всем сегментам рынка доверительного управления. Так, по итогам 2015 года объем пенсионных накоплений в доверительном управлении вырос более чем в полтора раза, но в 2016 году темпы роста составили чуть более 20%.

При этом рынок управления пенсионными средствами фактически поделен. Концентрация средств пенсионных накоплений в кэптивных компаниях, по оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", достигает 90%, по пенсионным резервам (по оценке "Ъ") — превышает 80% (см. материал на стр. 2). Как выразилась Ирина Кривошеева, пенсионный сегмент стал своеобразным символом кэптивности и стагнации, и, к сожалению, нет причин рассчитывать на изменение ситуации в ближайшем будущем. Впрочем, как считает гендиректор УК "Капиталъ" Вадим Сосков, изменения еще могут быть, если, например, ЦБ сконцентрирует внимание "на управлении пенсионными средствами не как источнике извлечения прибыли для акционеров НПФ, а на интересах в первую очередь клиентов". По мнению господина Соскова, ограничение на работу связанных сторон при управлении пенсионными средствами "может изменить не только конфигурацию рынка, но и повысить его качество и финансовую устойчивость, так как уменьшит риск потери активов".

Впрочем, судя по всему, ЦБ особо не беспокоит сложившаяся ситуация отсутствия конкуренции за право управлять средствами пенсионных фондов. Регулятор решает ее не установлением квот на управление, а изменением требований к инвестированию. Введение фидуциарной ответственности за результаты управления одновременно с разрешением НПФ вкладывать средства самостоятельно фактически ведет к устранению кэптивных компаний. Часть из них уже ушла с рынка, а многих из оставшихся, которые и так работают как специализированные подразделения НПФ, ждет участь поглощения со стороны фондов.

Как ожидается, НПФ самостоятельно будут иметь право размещать пенсионные накопления в первую очередь на депозитах и в госбумагах. Однако право размещать средства в более рисковые вложения, в том числе акции, скорее всего, останется за сторонними управляющими компаниями. Это приведет к полноценной конкуренции за средства НПФ и увеличению их доли под управлением рыночных компаний.

До реальной борьбы за средства НПФ еще довольно далеко. Сейчас же управляющие компании заинтересованы развивать высокомаржинальные услуги, такие как паевые фонды или индивидуальное ДУ. Несколько лет подряд верхние строчки наиболее эффективных, то есть показывающих наибольший уровень выручки от услуг ДУ по отношению к активам в управлении, занимают компании, которые сделали ставку на подобные продукты,— "Альфа-капитал", "Райффайзен капитал", "Уралсиб". И сейчас складываются все предпосылки к тому, чтобы объем активов в ПИФах и индивидуальном ДУ увеличивался высокими темпами. По мнению Ирины Кривошеевой, эти направления "пока не могут стать сопоставимыми по масштабам с пенсионным сегментом, тем не менее они будут играть все более важную роль на рынке".

Ставка на состоятельного клиента

Если рассматривать самый розничный сегмент — открытые и интервальные ПИФы, то стоимость их чистых активов (СЧА) за 2016 год выросла на 20%, превысив 141 млрд руб. (в 2015 году — 27%). Здесь стоит учитывать, что основным драйвером роста объемов ПИФов в прошлом году (более 50% от общего изменения СЧА) был чистый приток средств частных инвесторов, который составил 13,5 млрд руб. Годом ранее чистый приток средств пайщиков обеспечил рост СЧА лишь на 1,4 млрд руб. (чуть более 5% общего прироста). Катализатором таких действий частных инвесторов было снижение ставок по банковским депозитам. На этом фоне пайщики делали выбор в пользу консервативных инструментов — облигационных фондов, обеспечивающих высокий доход при умеренном риске. При этом потенциал для продолжения курсового роста облигационного рынка сохраняется, тем самым сохраняя привлекательность вложений в ПИФы облигаций. Даже вероятный рост курс доллара, от которого российский рынок никогда не застрахован, можно использовать в паевых фондах, ориентированных на валютные вложения. Тем более что в к настоящему времени ЦБ существенно расширил возможности по инвестированию средств в ПИФах, в том числе за счет снятия ограничений на инвестирование в иностранные активы.

Дальнейшее развитие сегмента паевых фондов связывают с выравниванием требований по налогообложению паевых фондов с депозитами и с появлением новых видов ПИФов (см. материал на стр. 20). По словам Григория Седова, если паевые фонды в текущем году получат опцию быть номинированными в иностранной валюте, а также налоговые преференции, аналогичные налогообложению депозитов, то мы получим оптимальное решение для частных инвесторов, с которым будет трудно поспорить типовым или индивидуальным стратегиям ДУ. По словам руководителя департамента по управлению инвестициями УК "Уралсиб" Сергея Григоряна, отмена нелогичного "налога на девальвацию рубля" позволит инвесторам в валютные продукты платить налог только с реально полученной прибыли в базовой валюте. Повысить интерес к рынку ПИФов позволит и запуск биржевых инвестиционных фондов (ETF). По словам управляющего директора "Сбербанка Управление активами" Василия Илларионова, формально ЦБ осталось утвердить один нормативный акт, снимающий технические вопросы создания подобных фондов. Тем более что в последнее время стал активно развиваться ритейловый брокеридж, клиенты которого нуждаются в удобных инструментах для формирования портфеля, отмечает эксперт. В ближайшее время планируется снятие ограничений на срочные сделки в паевых фондах для квалифицированных инвесторов. Как поясняет Василий Илларионов, существующие ограничения позволяют фондам использовать только срочные биржевые инструменты, однако их вариативность и база активов сильно ограничены. Предполагается же использовать внебиржевые инструменты. "Это позволит развивать на российском рынке полноценные хедж-фонды, реализующие различные инвестиционные стратегии, чего до настоящего времени сделать было практически невозможно",— уверен господин Илларионов.

Борьба управляющих компаний за новых клиентов паевых фондов нередко наталкивается на желания банков-агентов распространять другие инвестиционные продукты, в частности полисы инвестиционного страхования жизни. Этот продукт обеспечивает банкам комиссионные в 10-15% от его стоимости и даже выше. По словам начальника управления продаж и маркетинга УК "Райффайзен капитал" Константина Кирпичева, вместе со стремительным ростом услуг для состоятельных клиентов (mass affluent) банки вынуждены расширять линейку инвестиционных продуктов. "Многие пытаются подменить их суррогатными страховыми продуктами, но их проникновение уже близко к насыщению, да и финансовая грамотность клиентов выросла",— отмечает он.

Ситуацию, пока складывающуюся не в пользу управляющих компаний, могут переломить введения услуги по удаленному доступу для клиента (см. материал на стр. 3). Пионером по предоставлению этой услуги в конце 2015 года стал "Альфа-капитал", который начала распространять индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). К настоящему времени компания через удаленные каналы продаж реализует до 20% привлечений в ПИФы и коробочное ДУ и до 90% открытия ИИС. Как отмечает Ирина Кривошеева, доступность ПИФов выросла на порядок: даже новые клиенты могут совершать в онлайне покупки, обмен и погашение паев без посещения офиса. В прошлом году к этому каналу распространения ПИФов подсоединились другие крупные УК — "Сбербанк Управление активами", "ВТБ Управление активами".

Динамично развивается и рынок индивидуального доверительного управления, на котором управляющие компании делают ставку прежде всего на состоятельных клиентов, так называемых mass affluent и HNWI. В настоящее время этот сегмент рынка ДУ как по числу клиентов, так и по объему средств в управлении сосредоточен, по сути, в одной компании — "Альфа-капитал". Она изначально делала ставку на развитие таких услуг (см. материал на стр. 4). Впрочем, активность в данном сегменте сохраняют и "ВТБ Капитал Управление активами", и "Сбербанк Управление активами", и "Райффайзен капитал", и "Открытие". Председатель совета директоров "ВТБ Капитал Управление активами" Владимир Потапов связывает рост этого направления с истечением сроков депозитов, открытых ранее, и низкими ставками текущих предложений, "особенно по валютным депозитам в России и за рубежом". Кроме того, как отмечает Ирина Кривошеева, также сказываются процессы деофшоризации, повышения требований к российским клиентам в зарубежных финансовых структурах, ужесточения налогового контроля.

Таким образом, для полноценного взлета индустрии доверительного управления необходимые условия сложились. Как отмечает госпожа Кривошеева, внедрение многих других технологических новаций, повышающих привлекательность услуг управляющих, зависит от самих участников рынка — на уровне законодательства препятствий нет. Пока еще сдерживающим фактором остаются низкие доходы россиян. Но с ростом российской экономики, который прогнозируется на ближайшие годы, можно надеется, что благосостояние населения будет расти.

Самые эффективные управляющие компании (в 2016 году)


Место

Название

Эффектив
ность
(%)

Чистая
выручка
от услуг
ДУ (млн
руб.)

Изм. за
год (%)

Доля инвесторов в общем ДУ (%)
Индивидуа
льных
Институци
ональных
РозничныхЗПИФы
1Группа компаний
Альфа-капитал
2,113466,1+9,082,71,110,45,7
2Райффайзен капитал1,87788,8+4,822,318,355,4
3Уралсиб1,87468,4-5,94,821,773,5
4Прогрессивные
инвестиционные идеи
1,352815,1+893,40,084,715,2
5Управление
сбережениями
1,302301,3+1,110,386,00,43,4
6Менеджмент-консалтинг1,301681,9+22,36,992,70,4
7Ингосстрах-инвестиции1,27521,5-19,46,884,38,9
8РВМ Капитал1,14358,4+15,00,0100,0
9Либра-Капитал1,13149,3-12,75,877,99,96,4
10Система Капитал1,10252,2+199,555,78,635,7

Эффективность расчитана как отношение выручки от услуг доверительного управления к среднему объему чистых активов под управлением за год.

Управляющие компании, объем чистых активов в управлении которых превышает 10 млрд руб.

н.д.— нет данных.

Прочерк — показатель отсутствует или корректный расчет невозможен.

Дмитрий Ладыгин

Вся лента