"Ставка на дигитализацию себя оправдывает"

Первые лица

Российский рынок доверительного управления устойчиво растет. При этом самый маржинальный сегмент рынка — индивидуальное доверительное управление — лидирует и по темпам роста. Какие факторы определят развитие отрасли в ближайшее время, как меняется профиль клиента, во что обходится дигитализация для управляющих компаний, рассказывает генеральный директор управляющей компании "Альфа-капитал" ИРИНА КРИВОШЕЕВА.

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

— С какими результатами российский рынок управления активами завершил прошлый год и каких показателей вы ожидаете от нынешнего?

— По итогам 2016 года индустрия прибавила в объеме 23% и преодолела планку в 5,3 трлн руб. активов под управлением публичных управляющих компаний. Суммарный приток в портфели индивидуального доверительного управления (ДУ), на инвестиционные счета и в паевые фонды превысил 50 млрд руб. В 2017 году ожидаем поступления на рынок 85 млрд руб. средств частных инвесторов. Динамика первого квартала подтверждает реалистичность этого прогноза. Скорее всего, по общему объему активов, аккумулированных в публичных управляющих компаниях, будет пройдена веха в 6 трлн руб., что, бесспорно, нас мотивирует.

— Как вы считаете, почему индустрия коллективных инвестиций не прекратила расти, несмотря на проблемы в экономике?

— Важным фактором стало снижение ставок по депозитам, на фоне которого росла привлекательность инвестиционных продуктов, отвечающих ожиданиям клиентов с любым риск-профилем. Но отрасль в целом демонстрирует хорошую адаптивность к разным условиям кризиса. Это во многом связано и с тем, что сами по себе управляющие компании — сравнительно небольшие, не перегруженные излишней бюрократией структуры, способные гибко реагировать на изменения конкурентной среды. В "Альфа-капитале", например, всего 200 сотрудников — молодая, амбициозная и агрессивная в хорошем смысле команда, способная системно анализировать и отрабатывать модели изменения внешних факторов. С такой командой и при наличии соответствующей стратегии развитие становится постоянным драйвером роста бизнеса. Это означает, что при любой конъюнктуре появляются новые инструменты, технологии, форматы работы. В конечном счете это определяет возможности для роста индустрии в целом.

— Насколько изменились показатели самой "Альфа-капитал" на фоне притока средств на рынок?

— Активы под управлением достигли 178 млрд руб., чистое привлечение за год составило около 33 млрд руб. Растут финансовые показатели: увеличили выручку, перевыполнили план по прибыли, управленческий результат приблизился к 1,3 млрд руб. В ключевом для нас сегменте индивидуального ДУ увеличили рыночную долю до 38%, объем активов — до 143 млрд руб. Опережаем другие управляющие компании по количеству открытых инвестиционных счетов и входим в топ-3 на рынке ПИФов, где тоже увеличили свою долю. При этом мы внимательно анализируем динамику развития наших конкурентов, следим за появлением новых бизнес-моделей, эффективных практик и механизмов в России и за рубежом, а также следим за изменениями приоритетов и моделей поведения потенциальных и существующих клиентов.

— Меняются ли характерные черты клиентов индивидуального ДУ с развитием рынка? За счет кого растет клиентская база? С какими суммами приходят клиенты в УК?

— Общие характеристики, безусловно, зависят от величины портфеля. Например, у нас более 500 ультрасостоятельных клиентов со средним счетом 250 млн руб., порядка 1,8 тыс. инвесторов из сегмента affluent и 15 тыс. инвесторов из сегмента mass affluent, у которых стоимость активов в среднем составляет 30 млн руб. и 1-3 млн руб. соответственно. Анализ позволяет отметить, что все три клиентские группы показывают стабильную динамику по притоку средств.

В то же время идет поляризация клиентов по возрасту: на одном полюсе частные инвесторы до 30-35 лет с большим запросом на дигитализацию, на другом — "старшие" поколения, для которых важнее профессионализм персонального менеджера, комфортные коммуникации, понятная отчетность и т. д. Баланс между полюсами будет смещаться по мере того, как становятся старше поколения X и Y, и важно быть к этому готовыми. Также продолжается географическая диверсификация клиентской базы крупных УК. Если несколько лет назад до 80% притоков в индустрию обеспечивали инвесторы из Москвы и 20% — из регионов, то теперь у нас от месяца к месяцу держится пропорция 50% на 50%. Мне кажется это дополнительный позитивный сигнал с точки зрения развития рынка, соответственно влияющий на его общую эффективность и стабильность.

— Чуть больше года назад управляющие компании, в том числе "Альфа-капитал", стали предлагать опцию по открытию счетов в онлайне. Востребована ли она в настоящее время?

— За год дистанционно было открыто 3 тыс. счетов — достойный и достаточный результат именно для стартового этапа, который позволит обеспечить динамику роста по привлечению средств через онлайн-каналы. Сейчас мы выходим на показатель около 100 млн руб. в неделю. По ПИФам средняя сумма дистанционной покупки уже больше, чем при подаче заявок в офлайне. Так что ставка на дигитализацию себя оправдывает — мы ведь сознательно на шаг-полшага опережаем рынок в том, что касается отдельных инновационных механизмов.

— Какие еще новации появились на рынке за последнее время?

— Например, только за прошлый год мы первыми из управляющих вышли на "Яндекс.Маркет", запустили идентификацию клиентов через систему СМЭВ — когда достаточно знать свой ИНН, необязательно регистрироваться на портале госуслуг. Первыми обеспечили собственный эквайринг по картам при покупке инвестиционных продуктов и стали первой управляющей компанией в России с прямым доступом на биржу.

— Кстати, что дает статус участника биржевых торгов? Так ли уж он необходим управляющим?

— Устранение посредника из трансакционной цепочки сокращает расходы клиентов на 0,2-0,3% по году, а главное — позволяет быстрее проводить сделки и оперативно отражать их в личном кабинете клиента. Это вообще доминирующий тренд в мировой индустрии управления активами — повышение скорости и прозрачности трансакций. В рамках многих профессиональных коммуникаций — тема номер один. В мировой практике актуальны разработки, когда за действиями портфельных менеджеров клиенты могут наблюдать в онлайне, читая короткие комментарии по каждой конкретной операции. Иногда это еще завязано на соцмедиа. Яркие, интересные новации! Именно то, к чему отрасль должна двигаться и чем мы занимаемся не только на концептуальном, но и на практическом уровнях.

— Над какими технологиями вы сейчас работаете и чего ожидаете от их внедрения?

— Одна из важных задач заключается в реализации стратегии выхода со своими продуктами на сторонние онлайн-площадки со сложившейся аудиторией. Мы запускаем проект с порталом Banki.ru и ведем переговоры с крупными банками об интеграции нашего модуля в их технологические платформы. Рассчитываем охватить свыше 15 новых площадок и привлечь в этом году по онлайн-каналам не менее 10 тыс. новых клиентов. Одновременно мы вплотную занимаемся автоматизацией бизнес-процессов и совершенствованием внутренней инфраструктуры, считая это ключевым условием для удержания лидерства на рынке в эпоху дигитализации.

— Дорогое это удовольствие — переводить бизнес УК на цифровые рельсы?

— Затраты не заоблачные, вместе с тем процесс трудоемкий, но интересный. Каждый крупный IT-проект — это по-хорошему год жизни, если считать путь от идеи до реализации. В компании принята стратегия дигитализации до 2020 года. И недавно мы внедрили робоэдвайзинг. Клиент отвечает на вопросы анкеты, система оценивает его риск-профиль и предлагает оптимальный портфель. Это не только техническое решение — за ним стоит серьезная работа, которую проводил департамент управления активами. Процесс необходимо было автоматизировать на уровне ежедневного пересмотра рекомендаций исходя из ситуации на рынке и с соблюдением требований риск-менеджмента. Сервис действует, мы продолжаем его усовершенствовать: отслеживаем результаты, улучшаем интерфейс.

— Не возникает ли проблем из-за того, что основы регулирования индустрии формировались в доцифровую эпоху?

— В законодательство заложено почти все, что требуется для запуска новых электронных сервисов. Остается тюнинговать "кирпичики" под конкретные инновации, прорабатывать нюансы во взаимодействии с регулятором.

— Если говорить не о технологиях, а о продуктах управляющих, стоит ли ожидать появления на рынке чего-то принципиального нового?

— Бесспорно, будут появляться комбинированные фонды для квалифицированных инвесторов, в том числе создаваемые под индивидуальные потребности состоятельных клиентов, которые хотят структурировать свои активы в российской юрисдикции. Препятствовавшие этому законодательные ограничения полностью устранены. В остальном продуктовые линейки крупных УК сбалансированы: в них есть инструменты для достижения любых реалистичных инвестиционных целей. Отсутствуют российские ETF, но я пока не уверена, что они критично необходимы рынку на данном этапе развития. А в целом жизнь сама подсказывает, куда и как двигаться — от нас требуются чуткость и ответственность за результаты компании и за эффективность инвестиций наших клиентов.

— В прошлом году в России не было сделок по покупке управляющих компаний. С чем вы связываете падение M&A-активности в отрасли?

— Очевидно, что этап консолидации в основном завершен, остались крупные участники рынка с собственным представлением о развитии бизнеса и совсем мелкие, неинтересные для покупки. Мы и сами не раз объявляли, что готовы обсуждать приобретение компаний с рыночными активами от 500 млн руб., но это буквально 10-15 игроков — ограниченный список. Точечные сделки в отрасли возможны, если в каких-то финансовых группах, скажем, поменяются приоритеты и будет принято решение отказаться от управления активами в пользу других направлений бизнеса.

— Не думаете ли вы о выходе на зарубежные рынки? Могла бы российская УК превратиться из локального игрока в глобального?

— Зарубежные рынки — это важнейшая и интересная тема. И у нас есть клиенты за рубежом, в частности в Казахстане, где, с одной стороны, макроэкономические условия напоминают российские, а с другой — у компании есть партнерские отношения внутри группы. Но пока все-таки основная задача — быть для клиентов выбором номер один на рынке управления активами в России. Для этого необходимо обладать и доступом к глобальной инфраструктуре, и сильной международной экспертизой. Доля иностранных финансовых инструментов в портфелях наших клиентов возросла за последние годы с нуля до 32%. Поэтому с точки зрения географической диверсификации активов мы уже давно вышли за рамки локальной компании. Как и по качеству обслуживания, технологичности и клиентоцентричности, которую считаем главным ключом к успеху. Быть на уровне лучших мировых практик — один из главных наших приоритетов.

Интервью взял Виталий Гайдаев

Вся лента