"ИТ — это волшебный инструмент, который помогает проявить всю силу воображения"

эксперт

Имя ГАБОРА БЕРТА десять лет назад прозвучало в России на волне моды на так называемую стратегию голубого океана. Это подход для выбора ниши, не занятой конкурентами. В этот раз бизнес-консультант приехал в РФ с презентацией идей из своей новой книги "Рогатка". Он считает, что бизнесу не хватает креативности и что ИТ — инструмент, помогающий воображению.

Фото: Фото из личного архива

— В своем выступлении вы привели выдержку из журнала Fortune о том, что среда, в которой существует бизнес, изменилась и наступило время новых правил. Но это цитата десятилетней давности. Вы считаете, что Россия так сильно отстает от развитых стран?

— Нам важно обращаться к прошлому, чтобы понимать, как двигаться в будущее. В этой цитате примечательно то, что Fortune предупредил об изменениях в мире, требующих пересмотра правил управления бизнесом, еще до того, как случился глобальный экономический кризис. Так что, как бы нам ни хотелось, нельзя сказать: ну, кризис кончился, экономика восстанавливается, давайте будем снова жить по-старому.

Что же касается вопроса относительно России, я не считаю, что страна сильно отстала. Сейчас не то время, когда компаниям догонять лидеров приходится десятилетиями. Благодаря ИТ расстановка сил может меняться мгновенно. Новички выходят на рынок и за несколько месяцев обгоняют лидеров, если применяют правильные модели управления, технологии и подходы.

— Что вы думаете о российских компаниях, насколько они готовы к новым подходам в управлении?

Я давно не контактировал с российскими компаниями — со времени моей работы в качестве тренера по стратегии "голубого океана". Это было десять лет назад. Но точно знаю, что у россиян креативное мышление более развито, чем во многих других культурах. Это качество, которое для вас является естественным, и вы даже, может быть, не думаете о нем. А я вижу в этом огромный потенциал. Поэтому мне очень нравится работать с российскими компаниями. Вижу, что сейчас появились менеджеры нового типа, которые начали по-другому управлять бизнесом. Но пока не понимаю, это тенденция в России или единичные примеры.

— Почему вы назвали свою книгу "Рогатка"? Это про то, что нужно быть более агрессивным на рынке, использовать правильные инструменты?

— Это такой универсальный символ детства, спонтанности, игры. Также мне нравится механика этой штуки: нужно растянуть резинку, то есть немного раскачать привычные убеждения, включить воображение, отпустить и отправиться вперед, точно в цель. Это про то, чтобы использовать уже имеющиеся знания о бизнесе по-новому. Смотреть на них под другим углом. Для этого требуется как раз креативность. Я верю, что у российских компаний благодаря этому качеству есть потенциал для того, чтобы стать более успешными, причем не только в РФ. Речь о том, чтобы открыть свои возможности для вывода продуктов на глобальный рынок.

— Для того чтобы начать действовать по-новому, недостаточно одной креативности. Нужно перестроить оргструктуру, пересмотреть правила, процедуры, бизнес-процессы. Креативность где-то на верхушке этого айсберга.

— Я считаю, что креативность — это фундамент. Если у компании не получается уменьшать боль и увеличивать радость, то вообще нет смысла обсуждать, насколько оптимизированы у нее каналы дистрибуции и хороша ли оргструктура. Не получится построить успешный бизнес, если компания пытается продавать продукт, который не понятен покупателям. Это самое главное — ответить себе на вопрос: делает ли мой бизнес жизнь людей более радостной и менее болезненной? Если ответ "да", следующий вопрос: насколько точно я им это доношу? Понимают ли они меня? То есть правильно ли продукт упакован. Очень простые вопросы, но большинство компаний в мире не отвечают на них самим себе и даже не задумываются об этом.

— Какова роль ИТ в развитии креативности внутри бизнеса?

— Я считаю, что ИТ — это инструмент, который делает возможным проявление креативности в компаниях. Информационные технологии создают среду, в которой можно выражать креативность и устранять ограничения. Благодаря ИТ мы теперь можем взаимодействовать совершенно на другом уровне, мы включаем воображение. Одна из компаний, с которой я работал в последние годы,— хороший пример, иллюстрирующий то, как ИТ помогают развитию креативности. Это разработчик систем для проектирования промышленных изделий Dassault Systems. Их продукт позволяет создавать цифровые 3D-модели любых объектов, моделировать их поведение в различных обстоятельствах. То есть можно просчитать, как будет себя вести деталь гоночного автомобиля во время заезда, посмотреть, как она деформируется при очень высокой температуре. И все это в виртуальной среде за считаные минуты, не проводя никаких живых испытаний и не вставая с рабочего места. Это среда для совместной работы, то есть в одном виртуальном пространстве встречаются маркетологи, инженеры, менеджеры продуктов и создают будущее, визуализируют его. Так что ИТ — это волшебный инструмент, который помогает проявить всю силу воображения.

— Опыт показывает, что часто компании в погоне за модой устанавливают себе новые технологические решения, организуют корпоративные соцсети. Пытаются собирать гениальные идеи с сотрудников. Но это никак не способствует увеличению креативности. В чем тут проблема?

— Думаю, дело в том, что такие компании воспринимают ИТ как решение задачи, а не как инструмент, помогающий ее решить. Обычно люди отказываются использовать ИТ-решения, если они не видят, какую конкретную пользу они лично могут от этого получить. Это не должно быть из-под палки.

Олдскульные корпорации подавляют в людях их естественные качества. По натуре мы все креативные, любим игры, хотим приятно проводить время, общаться и делиться своими знаниями. В бюрократических компаниях это все запрещено: нужно сидеть на своем месте строго отведенное время и не отвлекаться на разговоры. Огромная разница между тем, когда компании дают много свободы сотрудникам, позволяют им делать ошибки и учиться на собственном опыте. Этот консервативный подход уходит корнями в прошлый век, когда родилась наука управления, которая оперирует не живыми сотрудниками, а единицами производительности. Человеческая сторона бизнеса стала рассматриваться гораздо позже и показала, что более эффективен для бизнеса сотрудник, которому нравится работать, а не тот, который приходит в офис просто ради денег. Если этого понимания нет, то ИТ не помогут.

Интервью взяла Светлана Рагимова

Вся лента