«Иран — не очень надежный партнер»

Сегодня в Москве Владимир Путин встретится со своим иранским коллегой Хасаном Роухани. По информации Кремля, основной темой обсуждения станут экономические вопросы. Однако мировая пресса утверждает, что главная интрига визита — это вопрос противостояния Ирана и Израиля. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что российские власти находятся в затруднительном положении, ведь им необходимо сохранить хорошие отношения и с Тель-Авивом, и с Тегераном.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Визит Хасана Роухани подается как сугубо экономический — что это сулит нам много интересного с точки зрения коммерческой выгоды. Но, тем не менее, главный вопрос лежит в сфере большой политики.

Самой острой темой остаются события 16 марта, когда впервые за шесть лет гражданской войны сирийские ПВО открыли огонь по израильским самолетам, которые вторглись на территорию страны. И также впервые за очень долгое время Израиль был вынужден сбивать сирийскую ракету. Израильские ВВС и раньше поражали цели в Сирии, но сейчас налет был совершен вглубь страны — источники указывают на район Пальмиры.

Тель-Авив обвиняет Иран в том, что тот использует сирийскую территорию для вооружения отрядов «Хезболлы» современным оружием — это делается для того, чтобы впоследствии именно со стороны Сирии нанести удар по еврейскому государству. И еврейское государство намерено этому препятствовать, в том числе и посредством вооруженной силы.

Согласно данным инопрессы, Тегеран умышленно сменил точку для передачи оружия «Хезболле» в надежде на то, что израильские ВВС не решатся бомбить район в непосредственной близости от расположений российской группировки.

Действительно, инцидент имел серьезные последствия – израильский посол был вызван в МИД России, где ему выразили недовольство. Москва называет Иран партнером по коалиции в Сирии. Мы вместе боремся с международным терроризмом.

При том, что для Израиля один из главных участников этого процесса – проиранская «Хезболла» — также террористическая организация. Кроме того, Израиль — главный союзник США на Ближнем Востоке со всеми вытекающими последствиями.

Было немало комментариев о том, что Иран — не очень надежный партнер, что лучше бы с ним дело не иметь. Но, как считается, желание позлить Соединенные Штаты было сильнее – Тегеран вошел в сирийскую коалицию.

Однако в большой политике, да и не только в ней, никто ничего не делает просто так. У Ирана есть и другие интересы, кроме помощи Москве бороться с международным терроризмом. Тегеран, в частности, не отказался от идеи уничтожить Израиль и продолжает работать над ее воплощением в жизнь. Все это может спровоцировать новый очень серьезный конфликт на Ближнем Востоке.

И что же в итоге делать Москве?

С Израилем за эти годы у России сложились вполне хорошие отношения: Израиль не поддержал санкции, нейтрален относительно Крыма. А Москва — в партнерстве с его злейшим врагом, который де-факто втягивает ее в чужой и совсем ненужный конфликт.

Что делать – непонятно: поддержать одну из сторон нельзя, но и помирить их тоже невозможно. Все это очень похоже на тупик, и вряд ли визит Хасана Роухани что-то здесь изменит. Так что придется довольствоваться экономической выгодой.

Вся лента