"Формуле-1" ищут быстрое и простое решение

Новый чемпионат популярной серии может стать последним, в котором она предстанет в привычном виде

Автоспорт

Фото: Getty Images for Red Bull/AFP

В воскресенье стартует 68-й чемпионат мира "Формулы-1". В преддверии первой гонки сезона, которая по традиции пройдет в Австралии, болельщики концентрируются в основном на спортивных и технических составляющих первенства. И они, безусловно, важны. Однако, видимо, интереснее даже то, что нынешний сезон может стать последним для "Формулы-1" в том виде, какой она приобрела за время владычества в ней Берни Экклстоуна. Ведь у новых владельцев серии, американцев из Liberty Media, свои взгляды на то, какой должна быть самая престижная гоночная серия мира.

"Формула-1" — вид спорта в некотором роде уникальный. И дело тут не только в технической составляющей, хотя и она важна. А в том, что, несмотря на некую предрешенность, на то, что зачастую уже после первого поворота исход гонки ясен; на то, что имя чемпиона с большой долей вероятности можно назвать уже через пару недель после старта первенства; на то, что само действо не отличается накалом страстей и наблюдать за ним можно, не сильно отвлекаясь от домашних дел; на то, что гонщики, которых некогда воспринимали как героев, превратились в роботов, делающих исключительно правильные, предварительно одобренные начальством вещи, "Формула-1" остается на удивление популярной. Причем настолько, что перед стартом каждого сезона болельщики, специалисты и сами гонщики с упоением, до хрипоты обсуждают, чего же ждать от нового чемпионата.

Правда, справедливости ради нужно признать, что нынешний чемпионат все-таки не совсем обычный. Дело в том, что время от времени в "Формуле-1" все-таки случаются встряски. И чаще всего они совпадают с внесением серьезных изменений в технический регламент. Так было, например, в 2009 году, когда внезапно выстрелила команда Brawn, машина которой оказалась настолько удачной, что Дженсон Баттон успел создать достаточный отрыв, прежде чем к уровню его Brawn подтянулись другие команды. Лучше всех это получилось у Red Bull, лидер которой Себастьян Феттель впоследствии выиграл четыре чемпионата подряд (2010-2013). Так было и в 2014 году, когда вместо "нормальных" моторов команды стали использовать нечто настолько сложное (количество деталей, используемых в силовых установках, возросло с 4 тыс. до 10 тыс.), что только мотористам Mercedes удалось создать что-то достойное. Вылилось это в три победы подряд гонщиков немецкой команды — Льюиса Хэмилтона (дважды) и Нико Росберга.

Так вот, техрегламент на нынешний сезон здорово отличается от прошлогоднего. По новым правилам машины стали шире и приземистее. У них изменилась аэродинамика (прижимной силы стало больше), решено использовать более широкие покрышки, что автоматически дает прирост как в сцеплении с дорогой, так и в скорости. Причем последний показатель вырос весьма значительно — в этом году круги будут преодолеваться на несколько секунд быстрее, чем в прошлом. Наконец, заметно ослаблены ограничения на доработку силовых установок по ходу сезона.

Как показали предсезонные тесты, лучше всех к новшествам приспособились в Ferrari. Причем настолько, что многие поспешили объявить лидера "Скудерии" Себастьяна Феттеля чемпионом 2017 года. Впрочем, сам Феттель довольно осторожно говорит о перспективах на сезон, отмечая очевидную, в общем, вещь: нельзя, основываясь только на тестах, делать прогнозы на весь чемпионат. "Каждая команда тестирует машины в разных условиях. Кто-то заливает больше топлива, кто-то меньше. Это все выливается в секунды на круге. Так что только после Австралии появится хоть какая-то достоверная информация",— уверен четырехкратный чемпион мира. А вот Флавио Бриаторе, один из наиболее успешных менеджеров в истории "Формулы-1", вообще уверен, что Mercedes попросту скрывает свой истинный потенциал. "Мне как итальянцу хотелось бы видеть победу Ferrari, но я уверен, что чемпионом снова станет Хэмилтон",— сказал господин Бриаторе.

С ним согласны и букмекеры. Так, William Hill котирует Хэмилтона с коэффициентом 2,20 против 4,50 на Феттеля. Что примечательно, третьим (7,0) идет Валттери Боттас, заменивший в Mercedes завершившего карьеру Нико Росберга. А имеющий репутацию куда более резвого гонщика Макс Ферстаппен из Red Bull — только четвертый (9,0). Но, похоже, вера букмекеров в техническое превосходство Mercedes с лихвой компенсирует отставание — реальное или мнимое — Боттаса от Ферстаппена в резвости. И раз уж речь зашла о котировках букмекеров, будет справедливо упомянуть и единственного представителя России в "Формуле-1" — Даниила Квята. Он котируется с коэффициентом 751,0, что, конечно же, никак не отражает его гонщицкие способности, а говорит лишь о том, что от Toro Rosso, за которую выступает Квят, не стоит ждать чудес.

Однако даже если чемпионат в спортивном плане не принесет ничего выдающегося, у него все равно есть шанс оказаться историческим. Дело в том, что нынешнее первенство станет последним, прошедшим "по правилам" Берни Экклстоуна — человека, который за последние четыре десятка лет превратил "Формулу-1" в главное автоспортивное событие мира. Господина Экклстоуна в "Формуле-1" больше нет — новые владельцы серии попросили его на выход, мотивировав это тем, что он уже не тот. Он, дескать, мало продвигает "Формулу-1" в социальных медиа, не внедряет новые цифровые технологии, сотрудничает не с теми спонсорами, плохо развлекает публику, уводит гонки на не самые перспективные рынки, пренебрегая богатыми регионами. Да и вообще, как заявил новый босс "Формулы-1" Чейз Кэри, всем надоело "шоу одного человека" и теперь все будет по-другому. Справедливости ради нужно сказать, что и сам Берни Экклстоун был не в восторге от того, во что превратилась "Формула-1",— в феврале прошлого года он прямо назвал ее дерьмом. Правда, это было вызвано скорее тем, что Международная автомобильная федерация (FIA), под эгидой которой и проходит чемпионат мира, навязывала господина Экклстоуну свои правила, а не тем, что он столь низко оценил плоды труда всей своей жизни.

Очевидно, что Liberty Media не сможет в одночасье развернуть формульный корабль. Компании на это потребуется время. Но кое-что может произойти уже в этом году, и наверняка многое случится уже в будущем.

Так, американцы всерьез обсуждают внедрение нового формата трансляций гонок — в формате виртуальной реальности. Не безвозмездно, разумеется. На платные каналы планируется уводить и собственно традиционные трансляции. Кстати, в Великобритании это уже дело решенное — с 2019 года "Формулу-1" будет показывать только Sky Sports и только на платных каналах (на данный момент десять гонок сезона в общем доступе показывает Channel 4). За это право Sky Sports будет платить по $150 млн ежегодно. При этом неизбежное падение телеаудитории "Формулы-1" Liberty Media, похоже, не пугает. Она, собственно говоря, падать начала уже давно и снизилась с 515 млн в 2011 году до 400 млн в 2016-м. При этом доходы от телетрансляций, в том числе из-за отказа от бесплатного показа, выросли с $490 млн до $550 млн. Так что болельщикам, похоже, пора свыкаться с мыслью о том, что бесплатной "Формулы-1" скоро не будет.

Зато, не исключено, календарь расширят до 25 гонок, в основном за счет организации дополнительных этапов в США. В идеале же Liberty Media видит каждый этап "Формулы-1" как событие, сопоставимое по масштабу с главным матчем в американском футболе — "Супербоулом", да еще и длящееся не пару дней, а почти всю неделю.

Но все эти планы еще сотню раз будут корректироваться и пересматриваться. А вот что Чейз Кэри уже успел пообещать, так это снова сделать гонки интересными, а гонщикам вернуть статус героев. Чтобы этого добиться, на его взгляд, нужно не так уж много — перестать душить команды техническим регламентом и дать им возможность выпускать на трассы гоночных монстров, а не хрупкие, крошащиеся от малейшего контакта машины, к тому же еще и чрезмерно сложные и дорогие. То есть сделать "Формулу-1" более, скажем так, американской, даже брутальной. Ведь, как заметил Льюис Хэмилтон, сейчас все сводится в основном к изящному колдовству вокруг аэродинамики. "В итоге мы все едем на пять секунд быстрее друг за другом, но и только — обгонов как не было, так и нет,— считает британец.— А вот дайте мне чистую, моторную, колесную мощь — и все будет иначе".

Учитывая прыть, с которой американские боссы "Формулы-1" берутся за дело, нельзя исключать, что им удастся сделать то, что не смог Берни Экклстоун,— продавить сопротивление FIA, ценящей "Формулу-1" как своего рода исследовательскую лабораторию куда выше каких-то там обгонов. И тогда она действительно станет другой. Может, уже не супертехнологичной, но зато интересной.

Афсати Джусойти

Вся лента