Проблема металлического наномусора при зубной имплантации


Ученые Московского государственного медико-стоматологического университета имени А. И. Евдокимова и Института биоорганической химии РАН выяснили, что зубным имплантатам мешают прижиться металлические опилки с фрезы хирурга.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На будущий год исполнится 40 лет со дня первой Согласительной конференции дантистов-имплантологов в Гарвардском университете. В прошлом году состоялась 13-я конференция в Каире. Согласительными (Consensus Conference) они называются потому, что врачи-имплантологи делятся на них своим опытом и договариваются о том, что можно делать при имплантологии зубных протезов, а что нельзя. Сам же метод вживления в кости челюсти металлических винтов, на которые крепятся собственно зубные протезы, старше. Первые такие операции провел в середине 1960-х годов шведский дантист Пер-Ингвар Бранемарк. А еще раньше в 1940-е годы в опытах на костях лап кроликов был найден металл, который не отторгался организмом при его остеоинтеграции, то есть в пространстве между поверхностью металлического имплантата и костной тканью не возникала фиброзная или хрящевая ткань. Этим металлом был титан.

С тех пор до совершенства доведены хирургические протоколы операций, материалы имплантатов на основе диоксида титана, их форма, микрорельеф поверхности и т. д. Но риск «брака», когда приживления имплантата не происходит или он недолго держится в кости, по-прежнему присутствует. Пациенты при этом грешат на непрофессионализм врача, врачи — на индивидуальные особенности организма пациента, и они вместе — на производителя имплантата.

Причины названы правильно, но московские стоматологи и биохимики выяснили еще одну, довольно неожиданную. При моделировании операции дентальной имплантации они на разных ее этапах анализировали смывы с имплантатов. В них содержались наночастицы меди, железа, никеля, хрома, алюминия, титана и кобальта. Они находились в окисном слое дентальных имплантатов и в дальнейшем выделялись в периимплантационные ткани. Там они распознавались клетками иммунной системы и становились таким образом активными участниками процесса остеоинтеграции имплантата. Не благоприятствуя, понятно, приживлению имплантата, а препятствуя этому процессу изо всех своих наносил.

Обнаружив «строительный мусор», ученые постарались выяснить, как он попадает в зону имплантации, и оказалось, что значительный процент металлических наночастиц попадал с поверхности хирургических фрез в начале проведения оперативного вмешательства. Теперь на очередной Согласительной конференции дантистов-имплантологов придется менять протоколы операций, чтобы материал фрез не мешал тканевой репарации.

Сергей Петухов

Вся лента