Злосчастная субмарина

17 февраля 1864 года состоялась первая успешная атака подводной лодки

В начале Гражданской войны в США Север, имевший безоговорочное преимущество на воде, установил блокаду конфедеративных портов. Поскольку экономика Юга держалась почти исключительно на хлопчатой промышленности и торговле хлопком, блокада была удачным, пусть и дорогостоящим способом задушить КША. С одной стороны, нужно было постоянно обеспечивать эскадры, караулившие побережье; с другой стороны, пришлось невольно подложить экономическую свинью Европе, в первую очередь Великобритании, которая уже давно и в колоссальных количествах закупала хлопок у южных штатов. Тем не менее блокада принесла свои положительные плоды.

Фото: American Civil War Museum / Chapman Paintings Portfolio

Военный флот конфедератов был значительно слабее, чем у подкованного в технике Севера. Чтобы прорвать блокаду, южане решили делать ставку на развитие военно-морских технологий: строили в небольших количествах броненосцы, изготовляли морские мины и прочие хитроумные устройства. Одним из таких устройств стала подводная лодка «Ханли».

До 1860-х предпринималось немало попыток изготовить подводную лодку, способную принести хоть какую-нибудь пользу и не погубить при этом свой экипаж. Сама идея же, согласно некоторым источникам, появилась еще в Древнем мире.

Конструктор субмарины «Ханли» взял в качестве каркаса обыкновенный паровой котел, чтобы ускорить постройку. С двух сторон цилиндра были приделаны заостренные металлические «колпаки», дабы улучшить обтекаемость парового котла. Длина получившегося объекта около 12 метров, ширина и высота — всего по 1,2 метра, водоизмещение — примерно 2 тонны. В цилиндре проделали два входных-выходных люка, а на носу и корме подлодки поместили по одной балластной цистерне с внешними кранами. Чтобы команда могла следить за уровнем воды в цистернах, их не закрывали сверху. Рассчитывали, что подлодка может опуститься на глубину не более 18,3 метра.

Располагавшийся в корме винт приводился в движение вращением длинного коленчатого вала, чем одновременно занимались семь, а то и восемь членов экипажа. Предельная скорость, которой удалось достичь на испытаниях, составляла примерно 4,5 км/час. При необходимости можно было отсоединить съемный киль и аварийно всплыть. Экипаж субмарины состоял из командира, семи гребцов и офицера, занимавшегося кормовой цистерной. Командир же правил лодку, следил через иллюминаторы носовой башенки за положением дел снаружи и за носовой балластной цистерной. Под водой можно было находиться не более двух с половиной часов: слишком тонкие трубки воздухозаборников, не имевших к тому же системы вентиляции, были практически бесполезны.

Субмарина «Ханли» могла причинить нешуточный вред кораблю, ткнув его в дно кончиком шестиметрового шеста, куда был прицеплен медный цилиндр с 30 кг черного пороха и контактными взрывателями.

В августе 1863 года подлодка «Ханли» неожиданно затонула во время учений, утопив половину экипажа; через две недели ее вытащили, отремонтировали и снова пустили в дело. Подобное происходило в дальнейшем еще несколько раз — и каждый раз никакого вреда противнику, причем в одном из таких случаев погиб и сам конструктор подлодки — Хорас Ханли. В конце концов, 17 февраля 1864 года субмарине «Ханли» удалось потопить «Housatonic», винтовой шлюп США, и доказать возможность военного применения подлодок. Ни один из членов экипаж «Ханли» не выжил.

Петр Харатьян

Вся лента