Лоббизм в национальных интересах

На что Сбербанк тратил деньги в США

Сбербанк лоббировал в США свои интересы и интересы Москвы. Как выяснили американские СМИ, c компанией в Штатах работал Тони Подеста. Известный лоббист выступал за отмену ряда антироссийских санкций, которые касаются банковского сектора. В кредитной организации уже подтвердили ТАСС, что сотрудничали с компанией Подесты. Какие могут быть последствия от действий Сбербанка? И могли ли они действительно привести к отмене санкций? С подробностями — Алла Пугачева и Иван Корякин.

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ

$170 тыс. — такую сумму Тони Подеста, по данным The Daily Caller, якобы получил от Сбербанка за шесть месяцев работы. Основатель фонда Podesta Group, брат руководителя предвыборной кампании демократа Хиллари Клинтон, выступал в качестве ключевого лоббиста интересов Сбербанка в США. Как отмечает издание, во время предвыборной гонки в ноябре прошлого года он пытался воздействовать как на законодательную, так и исполнительную ветви власти. Помимо Сбербанка, Podesta Group работала с банком «ВТБ Капитал».

Российские финансовые институты направили в прошлом году на лоббирование отмены антироссийских санкций $700 тыс., сообщает газета. В интервью ТАСС представитель Сбербанка подтвердил факт найма в США компании для лоббирования своих интересов.

«Привлечение внешних консультантов для нас является частью стандартных бизнес-практик», — подчеркнули в организации.

Действительно, это стандартная схема для любой крупной компании, отметил ведущий эксперт управляющей компании БКС Антон Шабанов. По его словам, усилия обычно направлены на увеличение прибыли.

«Не только Сбербанк и не только на иностранных рынках этим занимается. Есть похожие компании, в том числе и на территории России, просто они не столь публичны, как в США. Делается это для того, чтобы увеличить свою прибыль, как можно больше заработать на данном рынке, — пояснил эксперт. — Для компании, которая официально оказывает консалтинговые услуги, ставятся, как правило, две-три основные задачи, предположим, по отмене санкций и увеличению популярности в стране. Задача этой компании как можно быстрее их выполнить, от этого будет зависеть, какое вознаграждение она получит».

Институт лоббизма для США привычен. Представители компаний по продвижению интересов могут регистрироваться в специальном офисе в Конгрессе, что обязывает предоставлять отчетность. Podesta Group, кстати, получила в прошлом году больше $24 млн от зарубежных компаний. Тем не менее, уровень доверия к лоббистам в Штатах невысок, отметил директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельт Юрий Рогулев. Хотя и серьезных разбирательств после расследований в отношении лоббистов не бывает, добавил эксперт.

«Как известно кампанию Хиллари Клинтон, в том числе спонсировали и арабские шейхи, и украинские олигархи, и кого там только не было. В фонде политика также пытались найти деньги не только Сбербанка, но и Росатома. Там миллиардные сделки проводились. Конечно, там было лоббирование интересов, — заметил он. — Безусловно, в США российские компании время от времени себя проявляют. Соединенные Штаты представляют собой крупнейший в мире рынок, на который стремятся попасть все компании из разных стран. Так что в этом факте нет ничего экстраординарного».

По данным The Daily Caller, интересы российских банков в США также представляли компании Madison Group: она получила от Сбербанка $330 тыс. в прошлом году, и Manatos&Manatos. Ей, по данным издания, «ВТБ Капитал» платит 17,5 тыс. в месяц.

Как отмечает издание, менеджеры Сбербанка провели как минимум две встречи с представителями Госдепартамента США, а демократы фактически получали средства для продвижения идеи ослабления санкций, а это контрастирует с жесткой линией в отношении Москвы, которой на тот момент придерживалась администрация Барака Обамы.

Вся лента