"А мне можно по воде ходить!"

Детская деревня — SOS Лаврово, расположенная на территории Орловской области, стоит на краю большого яблоневого сада, где в теплое время года заливаются соловьи, а по дорожкам бегают ежики. Здесь живут 34 приемных ребенка, все они дети, оставшиеся без попечения родителей. Живут как обычные ребятишки: ходят в школу, у каждого есть увлечения, хозяйничают по дому, спорят, кто будет гладить кота, хвастаются новыми резиновыми сапогами и проверяют их на прочность в ближайших лужах. А главное, у каждого из них есть близкий человек, которого можно называть мамой.

Аллея жизни

Всех приезжающих в Детскую деревню — SOS Лаврово встречает густая еловая аллея. С самого основания в Лаврово существует традиция: каждый новоприбывший ребенок сажает дерево. В первые годы существования деревни ее маленькие жители высаживали по обеим сторонам дороги, ведущей в Лаврово, собственные елочки. "Всего у нас их 100, хотя детей было значительно больше. Но если бы мы продолжили сажать ели, то уже жили бы в тайге",— смеются сотрудники деревни. Впрочем, традиция для "новоселов" продолжается и по сей день, только теперь они сажают фруктовые деревья, и еще появилась новая: каждый выпускник сажает свое дерево в "Вишневом саду выпускников".

В первой половине буднего дня деревня кажется пустой. Директор Детской деревни — SOS Лаврово Лия Санданова объяснила, что дошкольники в это время находятся в детском саду, расположенном в селе Лаврово рядом с детской деревней. Старшие дети — на занятиях: кто-то обучается в сельских средних школах, кого-то возят в школы в Орел: "У наших детей нет клейма, что они "беспризорники из детдома". К ним все сверстники относятся как к детям из обычных семей. Это результат совместной работы с педагогическими коллективами школ, учебных заведений, сельской администрацией. А дети и жители села Лаврово являются активными участниками всех мероприятий деревни, посещают наши кружки и тренажерный зал и просто дружат с детьми детской деревни".

Опека

Сейчас в Лаврово семьи делятся на две категории. Первая — где официальным опекуном является детская деревня и по найму работает SOS-мама. Вторая — приемные семьи, где мама сама является опекуном проживающих с ней детей. Семей с SOS-мамами постепенно становится все меньше. Дело в том, что в 2015 году изменилось законодательство и приоритетом государства стало устройство детей в семьи. "И мы решили развивать проект "Приемная семья" и заселять деревню семьями, в которых ответственность за воспитание детей полностью ложится на маму, а она от государства получает определенные деньги на их содержание и перед государством же и отчитывается. Самое главное для нас как в SOS-семьях, так и в приемных семьях — обеспечить качество опеки. Поэтому с приемными семьями мы работаем фактически по тем же SOS-стандартам, а также даем в безвозмездную аренду дом, предоставляем психолога, помощницу по хозяйству и так далее",— говорит Лия Санданова.

Ольга работает SOS-мамой в Лаврово с 2002 года. Сейчас в ее доме живут четверо детей-сирот: два мальчика и две девочки, а также всеобщий любимец кот Гера, за внимание которого среди ребятишек периодически возникает борьба.

"SOS-мамой стать было непросто. Больше трех месяцев — испытательный срок. Сначала работаешь SOS-тетей в разных домах — помощницей по хозяйству, которая за детьми приглядывает в отсутствие мамы. Потом собирают мнение о тебе у всех сотрудников, ну и, главное, конечно, смотрят на отношение детей. Они людей сразу чувствуют. Один из моих выпусков двух SOS-теть "съел": не по душе пришлись",— вспоминает за чаем Ольга. Дети сидят рядом — обедают. После обеда дети помогли убрать со стола и побежали наверх к себе в комнаты: кто-то делать уроки, кто-то рисовать, читать книгу или просто сидеть за компьютером, который, кстати, есть во всех семьях в деревне. Все воспитанники называют Ольгу мамой, обнимают. По словам Ольги, она бывает строга: "И спрошу, и поругаю их за плохое дело. Но дети это нормально воспринимают, как и в любой обычной семье".

Дети стараются во всем помогать маме и, как могут, заботятся о ней. Однажды вернулись из летнего лагеря и при разборе чемоданов обнаружилось, что у одного из мальчиков все вещи в сумке мокрые. На вопрос, что произошло, ребенок ответил: "Мама, я знал, что домой поедем, и специально вчера постирал, чтобы ты не мучилась".

Большинство лавровских SOS-мам работают в деревне более 15 лет, выпустили во взрослую жизнь по несколько детей и уже возятся с внуками — детьми тех детей, которые также частенько бывают в деревне. Зарплата SOS-мамы в среднем составляет около 40 тыс. руб. в месяц. Также на содержание одного ребенка деревня в месяц в среднем выделяет SOS-маме 9345 руб., что больше нормы по Орловской области на 3300 руб.

SOS-мамам положен один выходной день в неделю, когда можно уехать из деревни. В это время за детьми присматривает SOS-тетя. Отпуск у SOS-мам тоже бывает — в основном летом, когда ребят отправляют в летние лагеря. "Честно говоря, в отпуске скучаю по детям, иногда даже в лагерь к ним приезжаю",— признается мама Ольга.

Новые сапоги

Первой приемной мамой в Лаврово стала Елена. Раньше она тоже работала SOS-мамой, но потом оформила опекунство сразу над пятью мальчиками. "У моих детей нет никого. Их родные умерли. Им некому больше помочь, кроме меня",— говорит Елена. Она с гордостью рассказывает, как один из ее старших сыновей побеждает на областных соревнованиях по кикбоксингу, другой недавно занял третье место на конкурсе певцов, исполнив ноктюрн Шопена, третий очень полюбил читать книги, а у младшеньких улучшилось состояние зубов. "Когда я решила оформить опекунство над детьми, я знала на что шла. Знала, что это великая ответственность и тяжелый труд. Но я понимала, что они уже все равно мои родные и я никому их отдать не смогу",— объясняет Елена. Для приемных семей "Детские деревни — SOS" сохранили все виды поддержки: к ним также приходят тети, с детьми занимаются психологи. Мамы приемных семей продолжают работать в деревне по трудовому договору и получают примерно 65% от зарплаты обычной SOS-мамы.

Нас провожала маленькая девочка лет шести в розовой курточке. Она прыгала в свежеоттаявшей луже и смеялась. "А мне можно по воде ходить! А у меня сапоги резиновые! Мне их сегодня мама купила!" — похвасталась она и отправилась проверять обновку на прочность в более глубокой канаве.

Кира Васильева

Вся лента